Рабочая программа курса внеурочной деятельности Умники и умницы для 2 класса

1

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса внеурочной деятельности............................................................ 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ................ 5
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы ............................................................................. 8

2

Содержание курса внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основе пособия О.А.Холодовой «Юным
умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных
классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных
процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память,
мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет
более эффективным при целенаправленной организованной работе, что
повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на
основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
2) Развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) Формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Курс включает 34 занятия во 2 классе: 1 занятие в неделю.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном
материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон
личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение
детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются
3

общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения,
управлять собой в сложных ситуациях.
Система представленных на занятиях задач и упражнений по развитию
познавательных способностей позволяет решать все три аспекта дидактической
цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношении.
Формы и методы работы:
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной
форме:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа.
4. Самооценка и самоконтроль.
5. Взаимооценка и взаимоконтроль.
Формы организации деятельности:
• Конкурс.
• Игра.
• Путешествие
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно
усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.

4

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является
формирование следующих умений:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
− Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
5

− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные
результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
6

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
Критерии оценки результатов тестов.
• 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
• 60-80% - уровень выше среднего;
• 50-60% - средний уровень;
• 30-50% - уровень ниже среднего;
• меньше 30% - низкий уровень.

7

Тематическое планирование с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания.
Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных
операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.
Тренировка внимания. Игра «Внимание».
Совершенствование мыслительных операций. «Звуки».
Анаграммы. Расскажи о слове.
Логически-поисковые задачи.
Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика»,
«Волшебные фразы».
Задачи на развитие аналитических способностей.
Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически
–поисковые задания
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
«Первая одинаковая». Логические задачи.
Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета»,
«Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание»,
«Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи. Задачи на
развитие аналитических способностей.
«Составь словечко». Задачи на развитие аналитических
способностей. Закономерности.
Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание»,
«Слоговица»..
Тренировка внимания. «Лабиринт».

1

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази»,
«Закодированное слово», «Поставь точку».
Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди
фигуру». Совершенствование мыслительных операций.
Задачи на логику. Закономерности.
Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая –
одинаковая».

1

2
3

4
5
6
7
8
9

10
11
12
13

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

8

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28

29
30
31

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета»,
«Фантазёр», «Художник». Ребусы.
Пространственное воображение. Работа с изографами и
числографами. «Так же, как …»
Составление ребусов.
Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру»,
«Вычисли слово», «Слова в корзинку».
Тренировка внимания. «Антонимы», «Лабиринт», «Найди
пару». Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение»,
«Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».
Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной
памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.
Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово»,
«Числова закономерность», «Первая – одинаковая».
Тренировка слуха.
Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакций. «Внимание»,
«Шифровальщик», «Так же, как...», «Многозначные слова».
Развитие концентрации внимания. «Слоговица», «Найди
слово». Антонимы.
Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт»,
«Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.
Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова»,
«Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.
Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй
по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический
диктант. Штриховка.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая
закономерность», «Аналогия». Графический диктант.
Штриховка.
Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми
рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение».
Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек.
Графический диктант. Штриховка.
Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…»,
«Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.
Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове»,
«Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово».
Графический диктант. Штриховка.
Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт»,
«Фразеологизмы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
9

32
33
34

Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку».
Литературная викторина. Работа над содержанием текста.
Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая
закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Промежуточная аттестация. Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Конкурс эрудитов.

1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».