Приложение
к Федеральной рабочей программе
начального общего образования
Литературное чтение
(для 1-4 классов образовательных организаций),
утверждённое приказом директора
от 27.08.2025 № 165-ОД
Поурочное планирование, 1 класс
№ урока,
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь
Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово
Моделирование состава предложения. Предложение и слово
Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по
выбору, например, С.Д. Дрожжин «Привет»
Различение слова и обозначаемого им предмета
Слово и слог. Как образуется слог
Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове
Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в
слове
Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по
выбору, например, Е.В. Серова «Мой дом»
Гласные и согласные звуки
Сравнение звуков по твёрдости-мягкости
Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов
Гласные и согласные звуки. Участие в диалоге
Отработка умения проводить звуковой анализ слова
Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по
выбору, например, С.Д. Дрожжин «Привет»
Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а. Звук [а]
Функция буквы А, а в слоге-слиянии
Количество
часов
1
Учебно – методические
материалы, КИМы
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук [о]
Функция буквы О, о в слоге-слиянии
Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]
Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии
Знакомство со строчной буквой ы. Звук [ы]. Буква ы, её функция в
слоге-слиянии
Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Звук [у]
Слушание литературного произведения о родной природе.
Произведение по выбору, например, И.С. Соколов-Микитов «Русский
лес»
Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Буквы У, у, их
функция в слоге-слиянии
Слушание литературного произведения о родной природе.
Произведение по выбору, например, М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н], [н’]
Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н
Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Звуки [с], [с’]
[Проведение звукового анализа слов с буквами С, с
Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к], [к’]
Проведение звукового анализа слов с буквами К, к
Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение
звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т’]
Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Согласные звуки [л],
[л’]
Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л
Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Согласные звуки [р],
[р’]
Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р
Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Согласные звуки [в],
[в’]
Проведение звукового анализа слов с буквами В, в
Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Звуки [й’э], [’э]
Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Согласные звуки [п],
[п’]
Проведение звукового анализа слов с буквами П, п
Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки
[м], [м’]
Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки
[м], [м’]
Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з’]
Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка
чтения предложений с буквами З, з
Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение
звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’]
Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] – [п]
Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные звуки [д],
[д’]
Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление
звуков [д] – [т]
Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а].
Двойная роль букв Я, я
Слушание литературного произведения. Произведение по выбору,
например, В.Г. Сутеев «Дядя Миша». Чтение текстов с изученными
буквами
Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение
звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]
Закрепление знаний о буквах Г, г. Сопоставление звуков [г] – [к]
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Сочетания
ЧА – ЧУ
Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч
Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь
Слушание литературного произведения о детях. Произведение по
выбору, например, А.Л. Барто «В школу»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш. Проведение
звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
Отработка навыка чтения предложений с буквами Ш, ш. Слушание
литературного произведения о животных. Произведение по выбору,
например, М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж
Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания ЖИ –
ШИ
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Звуки [й’о], [’о]
Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё
Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение
звукового анализа слов с буквами Й, й
Слушание литературного произведения о детях. Произведение по
выбору, например, В.К. Железников «История с азбукой»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х. Проведение
звукового анализа слов с буквами Х, х
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение
звукового анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки [й’у], [’у]
Отработка навыка чтения. На примере произведения Л.Н. Толстого
«Ехали два мужика...»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. Проведение
звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный звук [ц]
Слушание стихотворений о животных. Произведение по выбору,
например, А.А. Блок «Зайчик»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение
звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]
Отработка техники чтения. На примере произведений В.Д. Берестова
«Читалочка» и Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить
букву «р»
Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Звук [щ’]
Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Сочетания ЧА –
ЩА, ЧУ – ЩУ
Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф. Звук [ф]
Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы Ь и Ъ
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на
примере сказки К.И. Чуковского «Телефон»
Выразительное чтение на примере стихотворений А.Л. Барто
«Помощница», «Зайка», «Игра в слова»
Резервный урок. Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит
Резервный урок. Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я. Маршак
«Ты эти буквы заучи»
Резервный урок. Совершенствование навыка чтения. А.А. Шибаев
«Беспокойные соседки», «Познакомились»
Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка
К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Резервный урок.Определение темы произведения: о животных. На
примере произведений Е.И. Чарушина
Резервный урок. Чтение небольших произведений о животных Н.И.
Сладкова
Резервный урок. Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по
содержанию произведения
Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Русская
народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Резервный урок. Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о
детях
Резервный урок. Чтение произведений о детях Н.Н. Носова
Резервный урок. Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по
содержанию произведения
Резервный урок. Слушание литературных произведений. Е.Ф. Трутнева
«Когда это бывает?»
Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации
Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И.П. Токмаковой
«Аля, Кляксич и буква «А»
Характеристика героев в фольклорных (народных) сказках о животных.
На примере сказок «Лисица и тетерев», «Лиса и рак»
Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На
примере произведений В.Г. Сутеева «Под грибом», «Кораблик»
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками:
событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере
сказки Е.И. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки
«Рукавичка»
Отражение сюжета произведения в иллюстрациях
Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных
(авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д.
Ушинского «Петух и собака»
Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,
загадка, пословица
Загадка – средство воспитания живости ума, сообразительности
Игровой народный фольклор: потешки
Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора
замечать необычное в окружающем мире
Мир фантазий и чудес в произведениях Б.В. Заходер «Моя
Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и других
Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. На примере
стихотворений В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа «Чудо»
Сравнение авторских и фольклорных произведений о чудесах и
фантазии
Понимание пословиц как средства проявления народной мудрости,
краткого изречения жизненных правил
Определение темы произведения: изображение природы в разные
времена года
Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль
интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса
Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны
Определение темы произведения: изображение природы в разные
времена года. Настроение, которое рождает стихотворение
Выявление главной мысли (идеи) в произведениях о природе родного
края. Любовь к Родине
Работа с детскими книгами. Отражении в иллюстрации эмоционального
отклика на произведение
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей
Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере текста
К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» и другие:
сказка М.С. Пляцковского «Помощник»
Заголовок произведения, его значение для понимания содержания.
Произведения о дружбе
Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба,
забота. На примере произведения Ю.И. Ермолаев «Лучший друг»
Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой «Три
товарища», Е.А. Благининой «Подарок», В.Н. Орлова «Кто кого?»
Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения. На
примере произведения Е.А. Пермяка «Торопливый ножик»
Рассказы о детях. На примере произведения Л.Н. Толстого «Косточка»
Стихотворения о детях. На примере произведений А.Л. Барто «Я –
лишний», Р.С. Сефа «Совет», В.Н. Орлова «Если дружбой...»
Работа с текстом произведения: осознание понятий труд,
взаимопомощь. На примере произведения М.С. Пляцковского
«Сердитый дог Буль»
Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме:
проявление любви и заботы о родных людях на примере произведений
А.Л. Барто «Мама», С.Я. Маршака «Хороший день» и других
Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное
отношение к родным и близким людям. На примере стихотворения Е.А.
Благинина «Посидим в тишине» и других
Осознание отражённых в произведении понятий: чувство любви матери
к ребёнку, детей к матери, близким. На примере произведений А.В.
Митяева «За что я люблю маму», С.Я. Маршака «Хороший день»
Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и
животных. Составление рассказа о самостоятельно прочитанной книге
о животных
Описание героя произведения, его внешности, действий. На примере
произведений В.В. Бианки «Лис и Мышонок», С.В. Михалкова
«Трезор»
Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о животных. На
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
1
https://resh.edu.ru/class/1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
129
130
131
132
примере произведения М.М. Пришвина «Ёж» и других
Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших
меньших: бережное отношение к животным. На примере рассказа В.А.
Осеевой «Плохо»
Сравнение художественных и научно-познавательных текстов:
описание героя-животного
Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности,
действий. На примере произведений Е.И. Чарушина «Про Томку», Н.И.
Сладкова «Лисица и Ёж»
Собаки – защитники Родины
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1
1
https://resh.edu.ru/class/1