Приложение
к Федеральной рабочей программе
начального общего образования
Литературное чтение
(для 1-4 классов образовательных организаций),
утвержденное приказом директора
от 27.08.2025 г. № 165 - ОД
Поурочное планирование, 2 класс
№ урока
дата
1
Количество
часов
Патриотическое звучание произведения Ф. П. Савинова 1
«Родина» и другие по выбору.
Учебно-методические материалы, КИМы
2
Отражение темы Родина в произведении И. С. Никитина 1
«Русь».
Отражение нравственных ценностей в произведениях о 1
Родине: любовь к родному краю. На примере произведения
С.Т. Романовского «Русь».
Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере 1
произведения К. Г. Паустовского «Мещерская сторона».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
3
4
Раздел, тема урока
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
5
Диагностическая работа.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
6
Анализ заголовка стихотворения А. А. Прокофьева «Родина» 1
и соотнесение его с главной мыслью произведения.
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве.
Характеристика особенностей народных песен.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
7
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
8
Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
9
Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
10
Ритм и счет – основы построения считалок.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
11
Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. 1
Небылицы как «перевертыш событий».
Пословица как жанр фольклора.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки,
пословицы, скороговорки, небылицы, загадки.
Общее представление о волшебной сказке: присказки,
повторы. Русская народная сказка «Снегурочка».
Характеристика героя волшебной сказки, постоянные
эпитеты.
Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги
героев в русской народной сказке «Каша из топора».
Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, 1
волшебные).
Фольклорные произведения народов России. Отражение в 1
сказках быта и культуры народов России. Произведения по
выбору.
Произведения устного народного творчества.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
2
22
Обобщение по итогам раздела «Фольклор».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
23
Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью 1
дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других
на выбор.
Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина «Утро» и 1
других на выбор.
Наблюдение за художественными особенностями текста. 1
Произведения по выбору.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Описание картин осеннего леса в произведениях писателей. 1
Произведения по выбору.
Сравнение стихотворений об осени. На примере
произведений А.А.Плещеева «Осень» и А.К. Толстого
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
Восприятие пейзажной лирики. Произведения по выбору, 1
например, К.Д. Бальмонт «Осень».
Обобщение по итогам раздела «Звуки и краски осенней 1
природы»
https://resh.edu.ru/subject/32/32
30
Составление устных
изученным текстам.
по 1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
31
Резервный урок. Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. 1
Произведения художников и композиторов по выбору.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
32
Резервный урок. Работа с детскими книгами: «Произведения 1
писателей о родной природе».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
33
Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А. Л. 1
Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на
выбор.
Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, 1
например, С.А. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
24
25
26
27
28
29
34
рассказов
«Природа
осенью»
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
3
35
Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения 1
на выбор, например, А.Е. Пермяк «Смородинка».
Сравнение героев рассказов Н.Н.Носова «На горке» и 1
«Заплатка».
Представление темы труда в произведениях писателей. На 1
выбор, например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?»
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на 1
выбор, например, М.М. Зощенко «Самое главное».
Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
40
Тема дружбы в рассказе Е. А. Пермяка «Две пословицы» 1
других на выбор.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
41
Характеристика главного героя рассказа Л.Н. Толстого 1
«Филиппок».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
42
Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского 1
«Тайное становится явным».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
43
Отражение темы дружбы в рассказах о детях.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
44
Обобщение по итогам раздела « О детях и дружбе».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
45
Средства художественной выразительности: сравнение. 1
Произведения по выбору, например, З.Н. Александрова
«Снежок».
Наблюдение за описанием в художественном тексте. 1
Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким
бывает снег».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова – Микитова 1
«Зима в лесу».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
36
37
38
39
46
47
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
4
48
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Жизнь животных зимой: научно- познавательные рассказы. 1
Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого.
Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по 1
выбору.
Обобщение «Звуки и краски зимней природы».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
56
Тема «Природа
композиторов.
и 1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
57
Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда 1
Мороза». Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля
«Девочка Снегурочка».
Проверочная работа за первое полугодие.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки 1
«Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля
«Девочка Снегурочка».
Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. 1
Одоевского «Мороз Иванович».
Составление плана сказки: части текста, их главные темы.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
49
50
51
52
53
54
55
58
59
60
61
Сравнение образа зимы в произведениях А.С. Пушкина «Вот
север, тучи нагоняя…» и С.А. Есенина «Поет зима – аукает».
Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою
Зимою».
Средства
художественной
выразительности:
эпитет.
Произведения по выбору, например, Н. А. Некрасов «Мороз –
воевода».
Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса»
по изученным текстам.
Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору,
например, И.З.Суриков «Детство».
зимой»
в
картинах
художников
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
5
62
Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания 1
произведения.
Организация творческих проектов «Царство Мороза 1
Ивановича» и «Приметы Нового года»
Здравствуй, праздник новогодний!
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Волшебный мир сказок «У лукоморья дуб зеленый…» А.С. 1
Пушкин.
Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. 1
Пушкина. Характеристика героев.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
67
Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с 1
фольклорными (народными) сказками.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
68
Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказкой: составление плана произведения, выделение
особенностей языка.
Отражение образов животных в устном народном творчестве
(фольклоре) на примере русской народной песни
«Коровушка».
Характеристика героев- животных в фольклорных народных
сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие
на выбор.
Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор.
Фольклорные произведения народов России. Произведения по
выбору, например. Осетинская народная сказка «Человек и
еж».
Сравнение описания героев – животных в фольклорных
(народных) и литературных произведениях. На примере
произведений К.Д. Ушинского и других на выбор.
Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И.
Чарушина «Страшный рассказ».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
63
64
65
66
69
70
71
72
73
74
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
. https://resh.edu.ru/subject/32/2/
6
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о
животных. Произведения по выбору, например, удмуртская
народная сказка «Мышь и воробей».
Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как
нравственный урок (поучение).
Сравнение прозаической и стихотворной басен И. А. Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н. Толстого «Лев и мышь».
Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С.
Житкова «Храбрый утенок».
Отражение темы «Дружба животных» в стихотворении В.Д.
Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор.
Сравнение описания животных в художественном и научно –
познавательном тексте.
Представление темы «Отношение человека к животным» в
произведениях писателей.
Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота
о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и
утята» и других на выбор.
Образы героев стихотворных и прозаических произведений о
животных.
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О
братьях наших меньших».
Знакомство с художниками иллюстраторами, анималистами
Е.И. Чарушиным , В.В. Бианки.
Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших
меньших»: составление аннотации.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Старинные народные весенние праздники и обряды. 1
Заклички, веснянки.
Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах 1
устного народного творчества (фольклоре).
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
. https://resh.edu.ru/subject/32/2/
7
89
90
91
92
93
94
95
Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. 1
Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной»
(отрывок).
Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре 1
художника».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Средства художественной выразительности в стихотворениях
о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак
«Весенняя песенка».
Работа со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром
злится»:
выделение
средств
художественной
выразительности.
Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей.
Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н. И.
Сладкова.
Красота весенней природы, отраженная в лирических
произведениях. Произведения по выбору, например, А.А. Фет
«Уж верба вся пушистая».
Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в
произведениях писателей. Произведения по выбору,
например, Г.А. Скребицкий «Весенняя песня».
Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
97
Тема прихода весны в произведениях В. А. Жуковского 1
«Жаворонок» и «Приход весны».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
98
Признаки весны, отраженные в произведениях писателей.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
99
Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. 1
Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
100
Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
96
1
8
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего
леса» по изученным текстам.
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски весенней природы».
Восприятие произведений о весне. Выделение средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет).
Тема «Природа весной» в картинах художников и
произведениях композиторов.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения
Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и других на выбор.
Характеристика особенностей колыбельных народных песен:
интонационный рисунок.
Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения
А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание
матери.
Оценка взаимоотношений взрослых и детей на примере
рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком».
Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью
произведения: В.А. Осеева «Сыновья».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) 1
сказках. Произведения по выбору, например, татарская
народная сказка «Три дочери».
Международный женский день – тема художественных 1
произведений.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Восприятие произведений о маме: проявление любви и 1
радости общения. Произведения по выбору, например, Л.Н.
Толстой «Лучше всех».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
9
113
Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к 1
старшему поколению. Произведения по выбору, например,
Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый».
Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для 1
детей»: осознание темы Великой Отечественной войны.
Отражение темы День Победы в произведении С. А. 1
Баруздина «Салют» и другие на выбор.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О 1
наших близких, о семье».
Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о 1
семье»: выбор книг на основе тематической картотеки.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. 1
Произведения по выбору, например, английская народная
сказка «Как Джек ходил счастье искать».
Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. 1
Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис
Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка
«Вершки и корешки».
Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм 1
«Бременские музыканты».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
121
Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: 1
составление плана произведения.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
122
Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» и других его 1
сказок на выбор.
Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена 1
«Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
114
115
116
117
118
119
120
123
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/2/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
10
124
Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в 1
сапогах».
Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
126
Фантазеры и мечтатели- герои произведений. Произведения 1
по выбору, например, Э. Распе «Необыкновенный олень».
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
127
Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Зарубежные писатели – сказочники».
Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные
сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием
сказок.
Книга как источник необходимых знаний. На примере
произведения Г. А. Ладонщиков «Лучший друг»
Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация,
иллюстрация.
Резервный урок. Работа с детскими книгами: виды книг (
учебная, художественная, справочная).
Резервный урок. Восприятие лета в произведении И. З.
Сурикова «Лето».
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
133
Резервный урок. Итоговая проверочная работа.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
134
Резервный урок. Шутливое искажение действительности. На 1
примере произведения Ю. Мориц «Хохотальная путаница».
Резервный урок. Средства создания комического в 1
произведении. На примере произведения Д.Хармса «Веселый
старичок».
Резервный урок. Выбор книг на основе рекомендательного 1
списка: летнее чтение.
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
125
128
129
130
131
132
135
136
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
https://resh.edu.ru/subject/32/2/
11
12