Приложение
к Федеральной рабочей программе
начального общего образования
Литературное чтение
(для 1-4 классов образовательных организаций),
утверждённое приказом директора
от 27.08.2025 № 165-ОД
Поурочное планирование, 4 класс
№ урока
дата
Раздел, тема урока
Количество
часов
Учебно-методические
материалы, КИМы
Электронное приложение,
1
Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение,
классификация)
1
2
Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора:
словесном, музыкальном, обрядовом (календарном)
1
https://resh.edu.ru/subject/324/
https://resh.edu.ru/subject/324/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
Электронное приложение,
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
3
Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими
качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
4
Герой былины – защитник страны. На примере былины «Ильины три
поездочки»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
F:\Литературное чтение
\Контрольно-измерительный
материал\4 класс
Резервный урок. Входная диагностическая работа
5
6
Отражение народной былинной темы в творчестве художника В.М.
Васнецова
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
7
Резервный урок. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда». Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о
1
Электронное приложение,
вещем Олеге»
8
Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На
примере русской народной сказки «Волшебное кольцо»
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
9
Образ Александра Невского в произведении С.Т. Романовского
«Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и
события. На примере «Житие Сергия Радонежского»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
10
Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о
животных, бытовые, волшебные
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
11
Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими
качествами обладают. На примере русской народной сказки
«Волшебное кольцо»
1
F:\Литературное чтение
\Контрольно-измерительный
материал\4 класс
13
Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои,
сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и
культуры народов мира
Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных
сказок народов России и мира
14
Тематическое повторение по итогам раздела «Фольклор – народная
мудрость»
12
15
16
17
18
Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор
(устное народное творчество)»: собиратели фольклора (А.Н.
Афанасьев, В.И. Даль)
Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С.
Пушкина»
Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание
аннотации к книгам на выставке
Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим
произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
1
1
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
19
20
21
22
23
24
25
Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина:
сравнения, эпитеты, олицетворения
Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства
художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога»
и других его произведениях
Сравнение стихотворения А.С. Пушкина с репродукцией картины.
На примере стихотворения «Туча» и репродукции картины И.И.
Левитана «Вечерний звон»
Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения
Характеристика положительных и отрицательных героев,
волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
Наблюдение за художественными особенностями текста, языком
авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
27
Сходство фольклорных и литературных произведений А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам
(«бродячие» сюжеты)
Тематическое повторение по итогам раздела «Творчество А.С.
Пушкина»
28
Составление сообщения о М.Ю. Лермонтове. Строфа как элемент
композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
1
29
Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика
средств художественной выразительности
1
30
Наблюдение за художественными особенностями лирических
произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе
1
26
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
31
32
33
34
35
36
37
38
Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Москва, Москва! …люблю тебя как сын…»: метафора как
«скрытое» сравнение
Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя
Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с
отрывками из повести Л.Н. Толстого «Детство»
Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры
текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н.
Толстого «Детство»
Анализ художественных рассказов Л.Н. Толстого. Особенности
художественного текста-описания на примере рассказа «Русак» и
отрывков из повести Л.Н. Толстого «Детство». Составление
цитатного плана
Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство»
Басни Л.Н. Толстого: выделение жанровых особенностей
Обобщение по разделу «Жанровое многообразие творчества Л.Н.
Толстого»
40
Резервный урок. Подготовка выставки книг Л.Н. Толстого.
Подготовка сообщения о книгах Л.Н. Толстого (сказки, рассказы,
были, басни)
Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова
«Мальчики»
41
Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
39
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
42
43
Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова
«Мальчики»
Осознание ценности чтения для учёбы и жизни
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
44
Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов
создания художественного образа
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
45
Составление устного рассказа по репродукции картины на основе
изученных произведений
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
46
Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковского
«Загадка»: приёмы создания художественного образа
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
47
Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского
«Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
48
Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний
дождь» и других его стихотворениях
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
49
50
51
52
53
Авторские приёмы создания художественного образа в
стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух
чист…»
Резервный урок. Анализ настроения в стихотворении
Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина
«В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор
Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим
произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю
берёзу русскую...»
Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина
54
«Листопад»
Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д.
Бальмонта. На примере стихотворения «Камыши»
1
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
55
Резервный урок. Составление текста-рассуждения на тему «Зачем
нужна поэзия современному человеку»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
56
Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере
стихотворения «Рождество»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
57
Составление устного рассказа по репродукции картины на основе
изученных лирических произведений. Читательский дневник
(правила оформления)
Электронное приложение,
1
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
58
Резервный урок.
Итоговая проверочная работа за I полугодие
1
59
Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В.Ф.
Одоевского «Городок в табакерке»
1
F:\Литературное чтение
\Контрольно-измерительный
материал\4 класс
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
60
61
62
63
64
65
Народные образы героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.
Бажова «Серебряное копытце»
Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П. Бажова
Литературная сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и
построение (композиция) сказки
Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные
эпитеты) сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Литературная сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет,
1
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
66
67
композиция, герои)
Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова «Аленький
цветочек». Сочинение по сказке
Тематическое повторение по итогам раздела «Литературная сказка»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
68
Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами
юмористических произведений
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
69
Средства создания комического в произведениях Н.Н. Носова и
других авторов на выбор
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
71
Знакомство с экранизацией произведений юмористических
произведений. На примере экранизации «Сказки о потерянном
времени» Е.Л. Шварца (1964 г.)
Резервный урок. Работа с детскими книгами Произведения В.Ю.
Драгунского
72
Герой юмористических произведений В.Ю. Драгунского. Средства
создания юмористического содержания
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
73
Средства выразительности текста юмористического содержания:
гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
74
Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить
произведение к постановке в театре?
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
70
75
76
77
Создание ремарок (их назначение и содержание) на основе анализа
характера героев произведения. На примере рассказа В.Ю.
Драгунского «Главные реки»
Создание реквизита для инсценирования произведения. Подготовка
пригласительных билетов и афиш на примере рассказа В.Ю.
Драгунского «Главные реки»
Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их
структурные и жанровые особенности
79
Характеристика героев юмористических произведений. На примере
рассказа Л.Д. Каминского «Автопортрет»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
80
Резервный урок. Знакомство с детскими журналами: «Весёлые
картинки», «Мурзилка» и другими. Сочинение весёлой истории
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
81
Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере
произведения Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
82
Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
83
Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет
героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с
еловыми шишками»
1
84
Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М.
Зощенко «Лёля и Минька»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
85
Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М.
Зощенко «Лёля и Минька». На примере рассказа «Ёлка»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
86
Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарина-Михайловского
«Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
78
Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
88
Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского
«Детство Тёмы» (отдельные главы)
Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г.
Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы)
89
Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И.
87
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4
1
Электронное приложение,
1
Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…»
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
90
Резервный урок. Выразительность поэтических картин родной
природы. На примере стихотворения И.А. Бунина «Детство»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
91
Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На
примере стихотворений С.А. Есенина
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
92
Тематическое повторение по итогам раздела «Произведения о детях
и для детей»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
93
Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего
запомнился»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
94
95
96
Книга как источник информации. Виды информации в книге
Человек и животные – тема многих произведений писателей
Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг
97
Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни
животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
98
Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного
края
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
99
Особенности художественного описания родной природы. На
примере рассказа В.П. Астафьева «Весенний остров»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
100
Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева
«Капалуха» и стихотворении С.А. Есенина «Лебёдушка»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
101
Образ автора в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха»
1
Электронное приложение,
102
М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения
М.М. Пришвина «Выскочка»
1
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
103
Авторское мастерство создания образов героев-животных. На
примере произведения Максима Горького «Воробьишка»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
104
Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы
«Что такое самопожертвование»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
105
Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения
В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
106
Тематическое повторение по итогам раздела «Произведения о
животных и родной природе»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
107
108
109
110
111
112
113
Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему: «Книги о
Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги,
прочитанной самостоятельно
Составление устного рассказа «Моя любимая книга»
Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На
примере стихотворных и прозаических произведений писателей и
поэтов XIX и XX вв.
Образ родной земли в стихотворении С.Д. Дрожжина «Родине»
Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине
большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой
родине
Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои
Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о
Великой Отечественной войне
115
Наблюдение за художественными особенностями текста авторской
песни. Знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны
Тема героического прошлого России в произведениях литературы.
На примере «Солдатской песни» Ф.Н. Глинки
116
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным
произведениям
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
117
Тематическое повторение по итогам раздела «О Родине, героические
страницы истории»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
118
Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и
героических страницах истории России
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
119
Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и
особенности композиции
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
120
Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные
и прозаические
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
114
121
122
123
Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере
басен И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера
«Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»
Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере
басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»
Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета
1
124
Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые
выражения
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
125
Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта
(отдельные главы)
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
126
Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера»
Джонатана Свифта (отдельные главы)
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
127
Особенности построения (композиция) литературной сказки:
составление плана. Х.К. Андерсен «Русалочка»
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Средства художественной выразительности в литературной сказке.
Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»
Описание героя в произведении Марка Твена «Том Сойер»
(отдельные главы)
Анализ отдельных эпизодов произведения Марка Твена «Том
Сойер» (отдельные главы): средства создания комического.
Написание отзыва
Книги зарубежных писателей
Работа со словарём: поиск необходимой информации
Знакомство с современными изданиями периодической печати.
Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.
Токмакова и другие авторы детских журналов
Резервный урок. Повторение «Оценим свои достижения». Итоговая
проверочная работа
Книги о приключениях и фантастике
Резервный урок. Рекомендации по летнему чтению. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический
каталог)
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
1
F:\Литературное чтение
\Контрольно-измерительный
материал\4 класс
1
Электронное приложение,
https://resh.edu.ru/subject/32/4/
1
Презентация