Содержание Содержание курса внеурочной деятельности 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 9 Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы 12 2 Содержание курса внеурочной деятельности Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 2-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 102 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (2 -4 класс): 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа . Формы организации занятий: 3 Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Деловые беседы; • Участие в научно-исследовательских дискуссиях; • Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. • Содержание курса 2 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Кол-во часов 1 Михаил Пришвин. Беличья память. 1 И. Соколов-Микитов. В берлоге. 1 Лев Толстой. Зайцы. 1 Николай Сладков. Веселая игра. 1 Обыкновенные кроты. 1 Эдуард Шим. Тяжкий труд. 1 Полевой хомяк. 1 Про бобров. 0,5 2. Математическа я грамотность Содержание Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Позвоночные животные. 1 Про беличьи запасы. 1 Медвежье, потомство. 1 Про зайчат и зайчиху. 1 Лисьи забавы. 1 Про крота. 1 Про ежа. 1 Про полевого хомяка. 1 Бобры строители. 0,5 Формы внеурочной деятельности Встреча друзей. 4 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 3. Финансовая грамотность 1 Беличьи деньги. 1 Поврежденные и фальшивые деньги. 1 Банковская карта. 1 Безопасность денег на банковской Участие карте. в научноисследовательс Про кредиты. ких Про вклады. дискуссиях; 1 1 1 1 0,5 4. Естественнонаучная грамотность Итого Деловые беседы; Ловушки для денег. Практические упражнения Такие разные деньги. Встреча друзей. 1 Про белочку и погоду. 1 Лесные сладкоежки. 1 Про зайчишку и овощи. 1 Лисьи норы. 1 Корень часть растения. 1 Занимательные особенности яблока. 1 Про хомяка и его запасы. 1 Материал для плотин. 0,5 Библиотечные уроки; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Позвоночные животные. 34 Содержание курса, 3 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Кол-во часов Содержание Формы внеурочной деятельности 1 Про дождевого червяка. Библиотечные уроки; 1 Кальций. Деловые беседы; 1 Сколько весит облако? Участие в научноисследовательских 5 2. Естественнонаучная грамотность 1 Хлеб, всему голова. дискуссиях; 1 Про мел. 1 Про мыло. Практические упражнения 1 История свечи. 1 Магнит. 1 Дождевые черви. Библиотечные уроки; 1 Полезный кальций. Деловые беседы; 1 Про облака. 1 Про хлеб и дрожжи. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 Интересное вещество мел. 1 Чем интересно мыло и как оно «работает»? 1 1 3. Финансовая грамотность Практические упражнения Про свечи. Волшебный Магнит. 1 Что такое «бюджет»? Библиотечные уроки; 1 Семейный бюджет. Деловые беседы; 1 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 1 1 1 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные 6 Практические упражнения 4. 5 Математичес кая грамотность 1 деньги? 1 Расходы и доходы бюджета. Библиотечные уроки; 1 Планируем семейный бюджет. Деловые беседы; 1 Подсчитываем семейный доход. 1 Пенсии и пособия. 1 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 1 Подсчитываем расходы. 1 Расходы на обязательные платежи. 1 Подсчитываем сэкономленные деньги. Проверочные работы 2 Проверь себя Итого 34 Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Содержание курса, 4 класс (34 ч) № п/п Раздел Кол-во часов Содержание Формы внеурочной деятельности 1 Читательская грамотность 1 Старинная женская одежда. Библиотечные уроки; 1 Старинные женские головные уборы. Деловые беседы; 1 Старинная мужская одежда и головные уборы. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 Жилище крестьянской семьи на Руси. Практические упражнения 2 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 1 История посуды на Руси. 1 Какие деньги были раньше 7 в России 2. Естественнонаучная грамотность 1 Томат. Библиотечные уроки; 1 Болгарский перец. Деловые беседы; 1 Картофель. 1 Баклажан. Семейство Паслёновые. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 1 1 1 3. Финансовая грамотность Творческие работы Итого Горох. Грибы. Потребительская корзина. Библиотечные уроки; 1 Прожиточный минимум. Деловые беседы; 1 Инфляция. 2 Распродажи, скидки, бонусы. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 Математическая грамотность Капуста. 3 1 4. Практические упражнения Лук. Благотворительность. Практические упражнения Страхование. 1 В бассейне. Библиотечные уроки; 2 Делаем ремонт. Деловые беседы; 1 Праздничный торт. 1 Обустраиваем участок. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 Поход в кино. 1 Отправляемся в путешествие. 1 По выбору. 1 Составляем словарик по финансовой грамотности. 34 8 Практические упражнения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; 9 - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; 10 - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 11 Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование, 2 класс № занятия, Раздел, тема занятия Количество часов дата 1. Михаил Пришвин. Беличья память. 1 2. Про беличьи запасы. 1 3. Беличьи деньги. 1 4. Про белочку и погоду. 1 5. И. Соколов-Микитов. В берлоге. 1 6. Медвежье потомство. 1 7. Поврежденные и фальшивые деньги. 1 8. Лесные сладкоежки. 1 9. Лев Толстой. Зайцы. 1 10. Про зайчат и зайчиху. 1 11. Банковская карта. 1 12. Про зайчишку и овощи. 1 13. Николай Сладков. Веселая игра. 1 14. Лисьи забавы. 1 15. Безопасность денег на банковской карте. 1 16. Лисьи норы. 1 17. Обыкновенные кроты. 1 18. Про крота. 1 19. Про кредиты. 1 20. Корень часть растения. 1 21. Эдуард Шим. Тяжкий труд. 1 12 22. Про ежа. 1 23. Про вклады. 1 24. Занимательные особенности яблока. 1 25. Полевой хомяк. 1 26. Про полевого хомяка. 1 27. Ловушки для денег. 1 28. Про хомяка и его запасы. 1 29. Про бобров. 1 30. Бобры строители. 1 31. Такие разные деньги. 1 32. Материал для плотин. 1 33. Позвоночные животные. 1 34. Встреча друзей. 1 Итого: 34 Тематическое планирование, 3 класс № занятия, Раздел, тема занятия Количество часов дата 1. Про дождевого червяка. 1 2. Дождевые черви 1 3. Сколько весит облако? 1 4. Про облака 1 5. Кальций 1 6. Полезный кальций 1 7. Хлеб- всему голова 1 8. Про хлеб и дрожжи 1 13 9. Про мел 1 10. Интересное вещество- мел 1 11. Про мыло 1 12. Чем интересно мыло и как оно «работает»? 1 13. История свечи 1 14. Про свечи 1 15. Магнит 1 16. Волшебный Магнит. 1 17. Проверь себя. 1 18. Что такое «бюджет»? 1 19. Расходы и доходы бюджета. 1 20. Семейный бюджет 1 21. Планируем семейный бюджет 1 22. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 23. Подсчитываем семейный доход 1 24. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. 1 25. Пенсия и пособия. 1 26. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш 1 27. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы 1 28. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов 1 29. Подсчитываем расходы. 1 30. Подсчитываем семейный доход. 1 31. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 1 32. Расходы на обязательные платежи. 1 33. Подсчитываем сэкономленные деньги. 1 34. Проверь себя 1 14 Итого: 34 Тематическое планирование, 4 класс № занятия, Раздел, тема занятия Количество часов дата 1. Старинная женская одежда. 1 2. Старинные женские головные уборы. 1 3. Старинная мужская одежда и головные уборы. 1 4. Жилище крестьянской семьи на Руси. 1 5. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 1 6. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 1 7. История посуды на Руси. 1 8. Какие деньги были раньше в России 1 9. Томат. 1 10. Болгарский перец. 1 11. Картофель. 1 12. Баклажан. Семейство Паслёновые. 1 13. Лук. 1 14. Капуста. 1 15. Горох. 1 16. Грибы. 1 17. Творческая работа. 1 18. Потребительская корзина. 1 19. Потребительская корзина. 1 20. Потребительская корзина. 1 21. Прожиточный минимум. 1 15 22. Инфляция. 1 23. Распродажи, скидки, бонусы. 1 24. Распродажи, скидки, бонусы. 1 25. Благотворительность. 1 26. Страхование. 1 27. В бассейне. 1 28. Делаем ремонт. 1 29. Делаем ремонт. 1 30. Праздничный торт. 1 31. Обустраиваем участок. 1 32. Поход в кино. 1 33. Отправляемся в путешествие. 1 34. Составляем словарик по финансовой грамотности. 1 Итого: 34 16