Содержание
Содержание курса внеурочной деятельности
3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
9
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы
12
2
Содержание курса внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 2-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 102 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4
года (2 -4 класс):
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа .
Формы организации занятий:
3
Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
•
Содержание курса 2 класс (34 ч)
№
п/п
1
Раздел
Читательская
грамотность
Кол-во
часов
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая игра.
1
Обыкновенные кроты.
1
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Полевой хомяк.
1
Про бобров.
0,5
2.
Математическа
я грамотность
Содержание
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Позвоночные животные.
1
Про беличьи запасы.
1
Медвежье, потомство.
1
Про зайчат и зайчиху.
1
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
0,5
Формы
внеурочной
деятельности
Встреча друзей.
4
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
3.
Финансовая
грамотность
1
Беличьи деньги.
1
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
Банковская карта.
1
Безопасность денег на банковской Участие
карте.
в научноисследовательс
Про кредиты.
ких
Про вклады.
дискуссиях;
1
1
1
1
0,5
4.
Естественнонаучная
грамотность
Итого
Деловые
беседы;
Ловушки для денег.
Практические
упражнения
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
1
Про белочку и погоду.
1
Лесные сладкоежки.
1
Про зайчишку и овощи.
1
Лисьи норы.
1
Корень часть растения.
1
Занимательные особенности яблока.
1
Про хомяка и его запасы.
1
Материал для плотин.
0,5
Библиотечные
уроки;
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Позвоночные животные.
34
Содержание курса, 3 класс (34 ч)
№
п/п
1
Раздел
Читательская
грамотность
Кол-во
часов
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
1
Про дождевого червяка.
Библиотечные уроки;
1
Кальций.
Деловые беседы;
1
Сколько весит облако?
Участие
в научноисследовательских
5
2.
Естественнонаучная
грамотность
1
Хлеб, всему голова.
дискуссиях;
1
Про мел.
1
Про мыло.
Практические
упражнения
1
История свечи.
1
Магнит.
1
Дождевые черви.
Библиотечные уроки;
1
Полезный кальций.
Деловые беседы;
1
Про облака.
1
Про хлеб и дрожжи.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
Интересное вещество мел.
1
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
1
1
3.
Финансовая
грамотность
Практические
упражнения
Про свечи.
Волшебный Магнит.
1
Что такое «бюджет»?
Библиотечные уроки;
1
Семейный бюджет.
Деловые беседы;
1
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
1
1
1
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
6
Практические
упражнения
4.
5
Математичес
кая
грамотность
1
деньги?
1
Расходы и доходы бюджета.
Библиотечные уроки;
1
Планируем семейный
бюджет.
Деловые беседы;
1
Подсчитываем семейный
доход.
1
Пенсии и пособия.
1
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
1
Подсчитываем расходы.
1
Расходы на обязательные
платежи.
1
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Проверочные
работы
2
Проверь себя
Итого
34
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Содержание курса, 4 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
1
Читательская
грамотность
1
Старинная женская одежда.
Библиотечные уроки;
1
Старинные женские
головные уборы.
Деловые беседы;
1
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Практические
упражнения
2
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
1
История посуды на Руси.
1
Какие деньги были раньше
7
в России
2.
Естественнонаучная
грамотность
1
Томат.
Библиотечные уроки;
1
Болгарский перец.
Деловые беседы;
1
Картофель.
1
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
1
1
1
3.
Финансовая
грамотность
Творческие
работы
Итого
Горох.
Грибы.
Потребительская корзина.
Библиотечные уроки;
1
Прожиточный минимум.
Деловые беседы;
1
Инфляция.
2
Распродажи, скидки,
бонусы.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
Математическая
грамотность
Капуста.
3
1
4.
Практические
упражнения
Лук.
Благотворительность.
Практические
упражнения
Страхование.
1
В бассейне.
Библиотечные уроки;
2
Делаем ремонт.
Деловые беседы;
1
Праздничный торт.
1
Обустраиваем участок.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
Поход в кино.
1
Отправляемся в
путешествие.
1
По выбору.
1
Составляем словарик по
финансовой грамотности.
34
8
Практические
упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
9
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
10
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
11
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование, 2 класс
№
занятия,
Раздел, тема занятия
Количество
часов
дата
1.
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
2.
Про беличьи запасы.
1
3.
Беличьи деньги.
1
4.
Про белочку и погоду.
1
5.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
6.
Медвежье потомство.
1
7.
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
8.
Лесные сладкоежки.
1
9.
Лев Толстой. Зайцы.
1
10.
Про зайчат и зайчиху.
1
11.
Банковская карта.
1
12.
Про зайчишку и овощи.
1
13.
Николай Сладков. Веселая игра.
1
14.
Лисьи забавы.
1
15.
Безопасность денег на банковской карте.
1
16.
Лисьи норы.
1
17.
Обыкновенные кроты.
1
18.
Про крота.
1
19.
Про кредиты.
1
20.
Корень часть растения.
1
21.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
12
22.
Про ежа.
1
23.
Про вклады.
1
24.
Занимательные особенности яблока.
1
25.
Полевой хомяк.
1
26.
Про полевого хомяка.
1
27.
Ловушки для денег.
1
28.
Про хомяка и его запасы.
1
29.
Про бобров.
1
30.
Бобры строители.
1
31.
Такие разные деньги.
1
32.
Материал для плотин.
1
33.
Позвоночные животные.
1
34.
Встреча друзей.
1
Итого: 34
Тематическое планирование, 3 класс
№
занятия,
Раздел, тема занятия
Количество
часов
дата
1.
Про дождевого червяка.
1
2.
Дождевые черви
1
3.
Сколько весит облако?
1
4.
Про облака
1
5.
Кальций
1
6.
Полезный кальций
1
7.
Хлеб- всему голова
1
8.
Про хлеб и дрожжи
1
13
9.
Про мел
1
10.
Интересное вещество- мел
1
11.
Про мыло
1
12.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
13.
История свечи
1
14.
Про свечи
1
15.
Магнит
1
16.
Волшебный Магнит.
1
17.
Проверь себя.
1
18.
Что такое «бюджет»?
1
19.
Расходы и доходы бюджета.
1
20.
Семейный бюджет
1
21.
Планируем семейный бюджет
1
22.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
23.
Подсчитываем семейный доход
1
24.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные
пособия.
1
25.
Пенсия и пособия.
1
26.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш
1
27.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы
1
28.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов
1
29.
Подсчитываем расходы.
1
30.
Подсчитываем семейный доход.
1
31.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
1
32.
Расходы на обязательные платежи.
1
33.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
34.
Проверь себя
1
14
Итого:
34
Тематическое планирование, 4 класс
№
занятия,
Раздел, тема занятия
Количество
часов
дата
1.
Старинная женская одежда.
1
2.
Старинные женские головные уборы.
1
3.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
1
4.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
5.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
1
6.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
1
7.
История посуды на Руси.
1
8.
Какие деньги были раньше в России
1
9.
Томат.
1
10.
Болгарский перец.
1
11.
Картофель.
1
12.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
13.
Лук.
1
14.
Капуста.
1
15.
Горох.
1
16.
Грибы.
1
17.
Творческая работа.
1
18.
Потребительская корзина.
1
19.
Потребительская корзина.
1
20.
Потребительская корзина.
1
21.
Прожиточный минимум.
1
15
22.
Инфляция.
1
23.
Распродажи, скидки, бонусы.
1
24.
Распродажи, скидки, бонусы.
1
25.
Благотворительность.
1
26.
Страхование.
1
27.
В бассейне.
1
28.
Делаем ремонт.
1
29.
Делаем ремонт.
1
30.
Праздничный торт.
1
31.
Обустраиваем участок.
1
32.
Поход в кино.
1
33.
Отправляемся в путешествие.
1
34.
Составляем словарик по финансовой грамотности.
1
Итого: 34
16