Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность для 2-3 классов начального общего образования

Содержание
Содержание курса внеурочной деятельности

3

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

9

Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы

12

2

Содержание курса внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 2-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 102 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4
года (2 -4 класс):
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа .
Формы организации занятий:
3

Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
•

Содержание курса 2 класс (34 ч)
№
п/п

1

Раздел

Читательская
грамотность

Кол-во
часов

1

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

Лев Толстой. Зайцы.

1

Николай Сладков. Веселая игра.

1

Обыкновенные кроты.

1

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

Полевой хомяк.

1

Про бобров.

0,5
2.

Математическа
я грамотность

Содержание

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Позвоночные животные.

1

Про беличьи запасы.

1

Медвежье, потомство.

1

Про зайчат и зайчиху.

1

Лисьи забавы.

1

Про крота.

1

Про ежа.

1

Про полевого хомяка.

1

Бобры строители.

0,5

Формы
внеурочной
деятельности

Встреча друзей.

4

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

3.

Финансовая
грамотность

1

Беличьи деньги.

1

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

Банковская карта.

1

Безопасность денег на банковской Участие
карте.
в научноисследовательс
Про кредиты.
ких
Про вклады.
дискуссиях;

1
1
1
1
0,5
4.

Естественнонаучная
грамотность

Итого

Деловые
беседы;

Ловушки для денег.

Практические
упражнения

Такие разные деньги.
Встреча друзей.

1

Про белочку и погоду.

1

Лесные сладкоежки.

1

Про зайчишку и овощи.

1

Лисьи норы.

1

Корень часть растения.

1

Занимательные особенности яблока.

1

Про хомяка и его запасы.

1

Материал для плотин.

0,5

Библиотечные
уроки;

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Позвоночные животные.

34

Содержание курса, 3 класс (34 ч)
№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

Кол-во
часов

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

1

Про дождевого червяка.

Библиотечные уроки;

1

Кальций.

Деловые беседы;

1

Сколько весит облако?

Участие
в научноисследовательских

5

2.

Естественнонаучная
грамотность

1

Хлеб, всему голова.

дискуссиях;

1

Про мел.

1

Про мыло.

Практические
упражнения

1

История свечи.

1

Магнит.

1

Дождевые черви.

Библиотечные уроки;

1

Полезный кальций.

Деловые беседы;

1

Про облака.

1

Про хлеб и дрожжи.

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1

Интересное вещество мел.

1

Чем интересно мыло и как
оно «работает»?

1
1
3.

Финансовая
грамотность

Практические
упражнения

Про свечи.
Волшебный Магнит.

1

Что такое «бюджет»?

Библиотечные уроки;

1

Семейный бюджет.

Деловые беседы;

1

Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1

1

1

1

Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
6

Практические
упражнения

4.

5

Математичес
кая
грамотность

1

деньги?

1

Расходы и доходы бюджета.

Библиотечные уроки;

1

Планируем семейный
бюджет.

Деловые беседы;

1

Подсчитываем семейный
доход.

1

Пенсии и пособия.

1

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.

1

Подсчитываем расходы.

1

Расходы на обязательные
платежи.

1

Подсчитываем
сэкономленные деньги.

Проверочные
работы

2

Проверь себя

Итого

34

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Содержание курса, 4 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

1

Читательская
грамотность

1

Старинная женская одежда.

Библиотечные уроки;

1

Старинные женские
головные уборы.

Деловые беседы;

1

Старинная мужская одежда
и головные уборы.

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1

Жилище крестьянской
семьи на Руси.

Практические
упражнения

2

Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.

1

История посуды на Руси.

1

Какие деньги были раньше
7

в России
2.

Естественнонаучная
грамотность

1

Томат.

Библиотечные уроки;

1

Болгарский перец.

Деловые беседы;

1

Картофель.

1

Баклажан. Семейство
Паслёновые.

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1
1
1
1
3.

Финансовая
грамотность

Творческие
работы

Итого

Горох.
Грибы.
Потребительская корзина.

Библиотечные уроки;

1

Прожиточный минимум.

Деловые беседы;

1

Инфляция.

2

Распродажи, скидки,
бонусы.

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1
Математическая
грамотность

Капуста.

3

1

4.

Практические
упражнения

Лук.

Благотворительность.

Практические
упражнения

Страхование.

1

В бассейне.

Библиотечные уроки;

2

Делаем ремонт.

Деловые беседы;

1

Праздничный торт.

1

Обустраиваем участок.

Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1

Поход в кино.

1

Отправляемся в
путешествие.

1

По выбору.

1

Составляем словарик по
финансовой грамотности.

34
8

Практические
упражнения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
9

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

10

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

11

Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование, 2 класс
№
занятия,

Раздел, тема занятия

Количество
часов

дата

1.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

2.

Про беличьи запасы.

1

3.

Беличьи деньги.

1

4.

Про белочку и погоду.

1

5.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

6.

Медвежье потомство.

1

7.

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

8.

Лесные сладкоежки.

1

9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

11.

Банковская карта.

1

12.

Про зайчишку и овощи.

1

13.

Николай Сладков. Веселая игра.

1

14.

Лисьи забавы.

1

15.

Безопасность денег на банковской карте.

1

16.

Лисьи норы.

1

17.

Обыкновенные кроты.

1

18.

Про крота.

1

19.

Про кредиты.

1

20.

Корень часть растения.

1

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1
12

22.

Про ежа.

1

23.

Про вклады.

1

24.

Занимательные особенности яблока.

1

25.

Полевой хомяк.

1

26.

Про полевого хомяка.

1

27.

Ловушки для денег.

1

28.

Про хомяка и его запасы.

1

29.

Про бобров.

1

30.

Бобры строители.

1

31.

Такие разные деньги.

1

32.

Материал для плотин.

1

33.

Позвоночные животные.

1

34.

Встреча друзей.

1
Итого: 34

Тематическое планирование, 3 класс
№
занятия,

Раздел, тема занятия

Количество
часов

дата

1.

Про дождевого червяка.

1

2.

Дождевые черви

1

3.

Сколько весит облако?

1

4.

Про облака

1

5.

Кальций

1

6.

Полезный кальций

1

7.

Хлеб- всему голова

1

8.

Про хлеб и дрожжи

1

13

9.

Про мел

1

10.

Интересное вещество- мел

1

11.

Про мыло

1

12.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

13.

История свечи

1

14.

Про свечи

1

15.

Магнит

1

16.

Волшебный Магнит.

1

17.

Проверь себя.

1

18.

Что такое «бюджет»?

1

19.

Расходы и доходы бюджета.

1

20.

Семейный бюджет

1

21.

Планируем семейный бюджет

1

22.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

23.

Подсчитываем семейный доход

1

24.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные
пособия.

1

25.

Пенсия и пособия.

1

26.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш

1

27.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

1

28.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

1

29.

Подсчитываем расходы.

1

30.

Подсчитываем семейный доход.

1

31.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

32.

Расходы на обязательные платежи.

1

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

34.

Проверь себя

1
14

Итого:

34

Тематическое планирование, 4 класс
№
занятия,

Раздел, тема занятия

Количество
часов

дата

1.

Старинная женская одежда.

1

2.

Старинные женские головные уборы.

1

3.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

4.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

5.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1

6.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1

7.

История посуды на Руси.

1

8.

Какие деньги были раньше в России

1

9.

Томат.

1

10.

Болгарский перец.

1

11.

Картофель.

1

12.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

13.

Лук.

1

14.

Капуста.

1

15.

Горох.

1

16.

Грибы.

1

17.

Творческая работа.

1

18.

Потребительская корзина.

1

19.

Потребительская корзина.

1

20.

Потребительская корзина.

1

21.

Прожиточный минимум.

1

15

22.

Инфляция.

1

23.

Распродажи, скидки, бонусы.

1

24.

Распродажи, скидки, бонусы.

1

25.

Благотворительность.

1

26.

Страхование.

1

27.

В бассейне.

1

28.

Делаем ремонт.

1

29.

Делаем ремонт.

1

30.

Праздничный торт.

1

31.

Обустраиваем участок.

1

32.

Поход в кино.

1

33.

Отправляемся в путешествие.

1

34.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

1
Итого: 34

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».