Приложение к Федеральной рабочей программе начального общего образования Литературное чтение (для 1-4 классов образовательных организаций), утверждённое приказом директора от 30.08.2024 № 173-ОД Поурочное планирование, 3 класс № урока, дата Наименование разделов, тем учебного предмета, тем уроков. Вводный урок. Как беречь книгу. Выставка книг «Мы читали летом». Рассказы о летнем чтении. 1 «В мире книг». Вводный урок по теме. Запуск проектов «Сказки». 2 Количество часов Учебно-методические материалы, КИМы 1 Выставка книг 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4fda 3 Малые жанры фольклора. Народные русские песни. 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 4 Малые жанры фольклора. Песни народов России. Проверка техники чтения. 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 5 Народные промыслы (чтение научно-популярных текстов). 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 6 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 7 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 8 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 9 Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 10 Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 11 Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 12 Русская народная сказка «Сивка-бурка» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 13 Русская народная сказка «Сивка-бурка» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 14 Русская народная сказка «Сивка-бурка» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 15 «Поговорим о самом главном». «Сказка – ложь, да в ней намек!» 1 16 Урок – обобщение по теме «Устное народное творчество». 1 17 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество) 1 18 Работа с детскими книгами. Проект: составляем словарь устаревших слов 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 19 Работа со словарём: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике. Проект "Словарь устаревших слов" 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 20 Историческая обстановка как фон создания произведения (на примере былин) 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 21 Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XIX-XX веков 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 22 Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирических произведениях поэтов XIX-XX веков 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 23 Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Листья» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 24 Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.Н. Майкова «Осень» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 25 Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 26 Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях , А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» , И. С. Никитин "Встреча зимы" 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 27 Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Детство", "Зима" 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 28 Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок) 1 29 30 31 32 Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок) Проверка техники чтения. Наблюдение за словами и выражениями, с помощью которых создаются картины зимы на примере стихотворения И. А. Некрасова "Не ветер бушует над бором…" Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художникиллюстратор. А.С. Пушкин – великий русский поэт F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 33 А.С. Пушкин – великий русский поэт 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 34 Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 35 Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 36 Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 37 Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 38 Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 39 Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 40 Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 41 Роль интерьера. Иллюстрации Билибина (описание интерьера) 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 42 Составление устного рассказа «Почему я люблю сказки А. С. Пушкина» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 43 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 44 И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в его 1 Электронное приложение, баснях https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 45 Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 46 Знакомство с произведениями И. А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 47 Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 48 Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 49 Жанровое многообразие произведений Л.H. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 50 51 Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др. Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др. 52 Разные виды планов на примере произведения Л. Н. Толстого «Акула». 1 53 Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого 1 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 54 Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 55 Выделение структурных частей композиции (начало действия, завязка, кульминация, развязка) произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» и других по выбору 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 56 Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были «Прыжок» Л.Н. Толстого 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 57 Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 58 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество Л.Н. Толстого» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 59 Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 60 Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца...» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 61 62 63 64 Особенности литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»: анализ сюжета, композиции Осознание главной мысли (идеи) сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница». Проверка техники чтения. Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница», Д. Н.. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца…" Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. Произведения по выбору. 1 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест 1 65 Составление устного рассказа «Моя любимая книга» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 66 Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 67 Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 68 Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка...» и «Слон» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 69 Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 70 71 Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На пример произведения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения 72 Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 73 Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, И. С. Никитин «Встреча зимы» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 74 Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского «Наше отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 75 Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л. Пантелеева «На ялике» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 76 Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 77 Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич» 1 78 Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина "Берёза", "Черёмуха" и др. 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 79 Работа со стихотворением С.А. Есенина «Берёза»: средства выразительности в произведении 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 80 Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 81 Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 82 «Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 83 Работа с детской книгой и справочной литературой 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 84 Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 85 Осознание понятий верность и преданность животных 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 86 Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш» 1 87 Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. МаминСибиряка «Приёмыш» 1 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 88 Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Он живой и светится" 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 89 Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 90 Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 91 Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»: анализ композиции, составление плана 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 92 Произведения К.Г. Паустовского о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 93 Работа c произведением К. Г. Паустовского "Барсучий нос": особенности композиции, составление плана рассказа 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 94 Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 95 Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 96 Рассказы писателей-натуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 97 Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 98 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных» 99 100 101 Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", "Голос в лесу" Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А.Бунина «Первый снег». Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день». Проверка техники чтения. 1 1 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 102 Работа с детскими книгами. Проект "Составление сборника стихов" 1 103 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века» 1 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест 104 Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XX века 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 105 Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 106 Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 107 Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. На примере произведения М.М. Зощенко "Золотые слова" 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 108 Особенности юмористических произведений (ирония) М. М. Зощенко и других авторов на выбор 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 109 Основные события сюжета произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 110 Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 111 Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 112 Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле» Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле» 114 Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. А. П. Платонов «Цветок на земле» 1 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 115 Особенности юмористических произведений Н.Н.Носова и других 1 Электронное приложение, 113 1 авторов на выбор https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 116 Комичность как основа сюжета рассказов Н.Н.Носова и других авторов на выбор 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 117 Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 118 Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 119 Составление юмористического рассказа 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 120 Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 121 Работа с книгами о детях: написание отзыва 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 122 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях» 1 123 Работа с книгами о детях: составление аннотации 1 124 Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс\ Тест Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f430a 125 Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 126 Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) на примере сказки "Гадкий утёнок" 1 127 Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказки Х.-К. Андерсена "Гадкий утёнок" 1 128 Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона «Бурый волк» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 129 Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк» 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ 130 131 Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк» Осознание нравственно-этических понятий: верность и преданность животных. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк». Проверка техники чтения. 132 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежная литература» 1 133 Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений. 1 134 Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи» 1 135 Смысловое чтение. 1 136 Резервный урок. Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога 1 Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Электронное приложение, https://resh.edu.ru/subject/32/3/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52fd6 F:\Литературное чтение \Контрольно-измерительный материал\3 класс Презентация