Программа работы с одарёнными детьми

Введение
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей
современной системы образования, в соответствии с программой развития МКОУ СОШ № 8
пгт.Атиг и является основой для работы с одарёнными детьми. Она направлена на
эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности
каждого ребенка и помощь особо одарённым детям, обучающимся в
школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого - педагогической
службы школы, администрации.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой
рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема –
ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района. Концептуальные
основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одарённость и кого следует считать
одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с
одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одарённости в
школе и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как
психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание
обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной
из приоритетных задач современного образования. Проблема одаренности в системе
образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ
для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует
возможность и другого решения – не удалять одарённого ребенка из естественной для него
среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для
развития и реализации его выдающихся возможностей. Понятия «детская одарённость» и
«одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической
деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарён», и задача педагогов состоит в
раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны,
существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно,
требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одарённый
ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не
нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми следует начинать на уровне начального общего
образования. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и
способностями. Однако не все они развиваются. Поэтому учителя начальных классов должны
создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию
природных возможностей каждого ребенка, а учителя основного и среднего общего образования
дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с
другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы
педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и
творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода
предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков
и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития
личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности
одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.
Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности,

ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как
системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет
собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой
личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные
способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и
прогнозирование деятельности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на
данный момент может быть ещё не проявилась, а также способных детей, в отношении которых
есть надежда на развитие способностей.
Задачи:
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества,
а также интересы и способности учащихся;
разработать систему диагностических исследований для определения интересов,
способностей и наклонностей детей в период обучения в школе;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и
приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие
учащимся проявить свои способности;
произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и
внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную
работу;
воспитать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой
целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье
совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей,
концерты, праздники).
Формы работы с одарёнными детьми:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, использованием системы заданий повышенной сложности,
проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам,
интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьном, муниципальном, региональном этапах всероссийской олимпиады
школьников;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры,
- посещение предметных и творческих кружков по способностям;
- исследовательская деятельность.
- свободное самообразование;
- создание портфолио обучающихся.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты:
1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами
одарённости.
2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных
программ поддержки и развития одарённых детей.
3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов
одарённости.
4. Разработка системы подготовки педагога для целенаправленной работы с детьми,
склонными к творческой, интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской
деятельности.
5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Показатели эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к
которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
увеличение числа таких детей.
Портрет одарённого ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением
общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не
казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9.Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10.Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Структура работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
1. Выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в
отношении которых есть надежда на качественные изменения в развитии их способностей.
Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.
2. Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности
текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой
деятельности.
3. Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым
воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с
элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Работа с родителями:
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной
реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного
уровня семьи;

- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди
сверстников, педагогов).
Семейные аспекты развития одаренных детей в реализации программы:
- организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;
- привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Критерии эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
4. Подготовка и участие в школьных олимпиадах.
5. Подготовка и участие в муниципальных, региональных, всероссийских предметных
олимпиадах.
6. Подготовка и участие в различных конкурсах, фестивалях (интеллектуальных, творческих).
7. Подготовка и участие в предметных неделях.
8. Изучение по учебным пособиям глав для дополнительного чтения.
9. Решение по учебным пособиям заданий повышенного уровня.
План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми.
№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Составление плана работы с одаренными детьми на
учебный год

Август, ежегодно

2

Диагностика одарённых детей

3

Составление индивидуальной программы обучения;
разработка планов индивидуальной работы с детьми;
проведения занятий с детьми;
отработка форм, методов, приёмов работы;
создание мониторинга результативности работы с
одарёнными детьми.

4

Организация и проведение школьного
Всероссийской олимпиады школьников

5

Подготовка
и
участие
в
муниципальном,
региональном этапе олимпиады школьников

Ноябрь, январь, ежегодно

6

Участие
в
муниципальных,
региональных,
всероссийских и международных интеллектуальных
играх и конкурсах.

Ежегодно

7

Подготовка и участие в школьных конкурсах

В течение года

8

Подготовка и участие в предметных неделях.

В течение года

9

Оформление и обновление предметных уголков.

В течение года

10

Подготовка презентаций, творческих проектов,
рефератов, докладов к мероприятиям и конкурсам
различного уровня.

В течение года

11

Анализ и
выполнения
детьми.

корректировка результативности и
программы работы с одарёнными

Май, ежегодно

12

Творческий отчет по итогам работы с одарёнными
детьми.

Май, ежегодно

Сентябрь, ежегодно

этапа

постоянно

Октябрь, ежегодно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».