Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 р.п. Атиг (МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг) ПРИНЯТО: педсоветом протокол от 05.11.2014 г. № 2 УТВЕРЖДЕНО: приказом директора МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг от 05.11.2014 г. № 285/1 ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольном контроле 2014 г. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015, Уставом МКОУ СОШ № 8 и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией. 1.2. Внутришкольный контроль- главный источник информации для диагностики состояния образовательной деятельности, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно – правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования. Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения. 1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. 1.4. Целями внутришкольного контроля являются : - совершенствование деятельности образовательного учреждения ; - повышение мастерства учителей ; - улучшение качества образования в школе . 1.5. Задачи внутришкольного контроля : - осуществлять контроль над исполнением законодательства в области образования; - выявлять случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно – правовых актов, принимать меры по их пресечению ; - анализировать причины, лежащие в основе нарушений, принимать меры по их предупреждению; - анализировать и давать экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогических работников ; - изучить результаты педагогической деятельности , выявить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и разработать на этой основе предложения по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций ; - анализировать результаты реализации приказов и распоряжений по школе ; оказывать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля. 1.6. Функции внутришкольного контроля : ← информационно – аналитическая ; ← контрольно – диагностическая ; ← коррективно – регулятивная ; 1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам : соблюдения законодательства РФ в области образования ; ← осуществления государственной политики в области образования ; ← использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами ; ← использования методического обеспечения в образовательном процессе ; 2 реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдая утвержденные учебные графики ; соблюдения устава , правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы ; ← соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости ; ← работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы ; ← другим вопросам в рамках компетенции директора школы . 1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается : ← выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.) ; ← уровень знаний , умений ,навыков и развитие учащихся ; ← степень самостоятельности учащихся ; ← владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; ← дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения ; ← совместная деятельность учителя и ученика ; ← наличие положительного эмоционального микроклимата ; ← умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала , направленного на усвоение учащимися системы знаний); ← способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности ; ← умение корректировать свою деятельность ; ← умение обобщать свой опыт ; ← умение составлять и реализовывать план своего развития . 1.9. Методы контроля над деятельностью учителя : ← анкетирование ; ← тестирование ; ← социальный опрос ; ← мониторинг ; ← наблюдение ; ← изучение документации ; ← анализ самоанализа уроков ; ← беседа о деятельности учащихся ; ← результаты учебной деятельности учащихся . 1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности : ← наблюдение ; ← устный опрос ; ← письменный опрос ; ← письменная проверка знаний (контрольная работа) ; ← комбинированная проверка ; ← беседа , анкетирование , тестирование ; ← проверка документации . 1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом – графиком, который обеспечивает периодичность и исключает 3 нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно – методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д. ). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно – воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1.12. Виды внутришкольного контроля : – предварительный – предварительное знакомство; – текущий – непосредственное наблюдение за учебно – воспитательным процессом ; – итоговый – изучение результатов школы, педагогов за четверть , полугодие,учебный год. 1.13. Формы внутришкольного контроля : ← персональный : ← тематический : ← классно – обобщающий : ← комплексный : 1.14. Правила внутришкольного контроля : ← внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно – воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты ; ← в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние ( компетентные ) организации и отдельные специалисты ; ← директор издает приказ ( указание ) о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план – задание ; ← план – задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица ; ← продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий; ← эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришколього контроля ; ← при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы ; ← экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы ; ← при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя , если в месячном плане указаны сроки контроля . В экстремальных случаях директор и его заместители по учебно – воспитательной 4 работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения ; ← при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков ; ← в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков ( экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребенка, законодательства об образовании ). 1.15. Основания для внутришкольного контроля: ← заявление педагогического работника на аттестацию; ← плановый контроль; ← проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; ← обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки., справки о результатах внутришкольного контроля , доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы , установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел : а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом ; б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы ; в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников , но не являются основанием для заключения экспертной группы. 1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения : ← об издании соответствующего приказа; ← об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; ← о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов ) ; ← о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ; ← о поощрении работников ; ← иные решения в пределах своей компетенции. 1.18. О результатах проверки сведений , изложенных в обращениях обучающихся , их родителей , а также в обращениях и запросах других граждан и организаций , сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. II. ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 2.1 Личностно – профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 5 2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает : - уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки , профессиональное мастерство учителя ; ← уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения , наиболее эффективными формами , методами и приемами обучения ; ← результаты работы учителя и пути их достижения; ← способы повышения профессиональной квалификации учителя. 2.3 При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право : - знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами ( тематическим планированием , которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседание методического объединения и может корректироваться в процессе работы ) , поурочными планами , классными журналами , дневниками и тетрадями учащихся , протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы , аналитическими материалами учителя ; ← изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий , занятий кружков , факультативов , секций ; ← проводить экспертизу педагогической деятельности ; ← проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; ← организовывать социологические , психологические . педагогические исследования : анкетирование , тестирование учащихся , родителей , учителей; ← делать выводы и принимать управленческие решения . 2.4.Проверяемый педагогический работник имеет право: ← знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности ; ← знать цель , содержания , виды , формы и методы контроля ; ← своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации ; ← обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля . 2.5.По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка. III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 3.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. 3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации , дифференциации , коррекции обучения , устранения перегрузки учащихся , уровня сформированности общеучебных умений и навыков , активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы . 3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу , но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения , новых форм и методов работы , опыта мастеров педагогического труда . 3.4.Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы , проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года , основными тенденциями развития образования в посёлке , регионе , стране . 3.5.Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами , сроками , целями , формами и методами контролями в соответствии с планом работы школы . 3.6.В ходе тематического контроля: -проводятся тематические исследования (анкетирование , тестирование); -осуществляется анализ практической деятельности учителя , классного воспитателя , классного руководителя , руководителей кружков и секций , учащихся; 6 посещение уроков , внеклассных мероприятий , занятий кружков , секций ; анализ школьной и классной документации . 3.7.Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки . 3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов , совещаниях при директоре или заместителях , заседаниях методических объединений . 3.9.По результатам тематического контроля принимаются меры , направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся . 3.10.Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом . IV. КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ 4 .1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели . 4.2.Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели . 4.3.В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно- воспитательнои работы в отдельном классе или классах: -деятельность всех учителей ; -включение учащихся в познавательную деятельность; -привитие интереса к знаниям; -стимулирования в потребности в самообразовании , самоанализе , самосовершенствовании, самоопределении; -сотрудничество учителя и учащихся; -социально-психологический климат в классном коллективе. 4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяется по результатам проблемно – ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. 4.6.Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями , формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. 4.7.По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. V. КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1.Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме. 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)