Положение о внутришкольном контроле.pdf

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 р.п. Атиг
(МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг)

ПРИНЯТО:
педсоветом
протокол от 05.11.2014 г. № 2

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг
от 05.11.2014 г. № 285/1

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле

2014 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом №
273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и
науки РФ « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от
30.08.2013 № 1015, Уставом МКОУ СОШ № 8 и регламентирует содержание и порядок
проведения внутришкольного контроля администрацией.
1.2. Внутришкольный контроль- главный источник информации для диагностики
состояния образовательной деятельности, основных результатов деятельности
образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение
членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке
руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками
школы законодательных и иных нормативно – правовых актов РФ, субъекта РФ,
муниципалитета, школы в области образования. Процедуре внутришкольного контроля
предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.
1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом,
имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
1.4. Целями внутришкольного контроля являются :
- совершенствование деятельности образовательного учреждения ;
- повышение мастерства учителей ;
- улучшение качества образования в школе .
1.5. Задачи внутришкольного контроля :
- осуществлять контроль над исполнением законодательства в области образования;
- выявлять случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно –
правовых актов, принимать меры по их пресечению ;
- анализировать причины, лежащие в основе нарушений, принимать меры по их
предупреждению;
- анализировать и давать экспертную оценку эффективности результатов
деятельности педагогических работников ;
- изучить результаты педагогической деятельности , выявить положительные и
отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и разработать
на этой основе предложения по распространению педагогического опыта и
устранению негативных тенденций ;
- анализировать результаты реализации приказов и распоряжений по школе ;
оказывать методическую помощь педагогическим работникам в процессе
контроля.
1.6. Функции внутришкольного контроля :
← информационно – аналитическая ;
← контрольно – диагностическая ;
← коррективно – регулятивная ;
1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты
вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по
вопросам :
соблюдения законодательства РФ в области образования ;
← осуществления государственной политики в области образования ;
← использования финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами ;
← использования методического обеспечения в образовательном процессе ;
2

реализации утвержденных образовательных программ и учебных
планов, соблюдая утвержденные учебные графики ;
соблюдения устава , правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы ;
← соблюдения
порядка
проведения
промежуточной
аттестации
обучающихся и текущего контроля успеваемости ;
← работы подразделений организаций общественного питания и
медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья
обучающихся и работников школы ;
← другим вопросам в рамках компетенции директора школы .
1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается :
← выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение
материала, проведение практических работ, контрольных работ,
экскурсий и др.) ;
← уровень знаний , умений ,навыков и развитие учащихся ;
← степень самостоятельности учащихся ;
← владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными
умениями;
← дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения ;
← совместная деятельность учителя и ученика ;
← наличие положительного эмоционального микроклимата ;
← умение
отбирать
содержимое
учебного
материала
(подбор
дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого
материала , направленного на усвоение учащимися системы знаний);
← способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии,
самостоятельному
контролю
за
результатами
педагогической
деятельности ;
← умение корректировать свою деятельность ;
← умение обобщать свой опыт ;
← умение составлять и реализовывать план своего развития .
1.9. Методы контроля над деятельностью учителя :
← анкетирование ;
← тестирование ;
← социальный опрос ;
← мониторинг ;
← наблюдение ;
← изучение документации ;
← анализ самоанализа уроков ;
← беседа о деятельности учащихся ;
← результаты учебной деятельности учащихся .
1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности :
← наблюдение ;
← устный опрос ;
← письменный опрос ;
← письменная проверка знаний (контрольная работа) ;
← комбинированная проверка ;
← беседа , анкетирование , тестирование ;
← проверка документации .
1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или
оперативных
проверок,
мониторинга,
проведения
административных
работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом – графиком, который обеспечивает периодичность и исключает
3

нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов
педагогического коллектива в начале учебного года.
Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях
установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный
учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного
процесса для эффективного решения
задач управления качеством образования
(результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся,
организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина,
учебно – методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д. ).
Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется
директором школы или его заместителями по учебно – воспитательной работе с целью
проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
1.12. Виды внутришкольного контроля :
– предварительный – предварительное знакомство;
– текущий – непосредственное наблюдение за учебно – воспитательным процессом ;
– итоговый – изучение результатов школы, педагогов за четверть , полугодие,учебный
год.
1.13. Формы внутришкольного контроля :
← персональный :
← тематический :
← классно – обобщающий :
← комплексный :
1.14. Правила внутришкольного контроля :
← внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его
поручению заместители по учебно – воспитательной работе, руководители
методических объединений, другие специалисты ;
← в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут
привлекаться сторонние ( компетентные ) организации и отдельные
специалисты ;
← директор издает приказ ( указание ) о сроках и теме предстоящей проверки,
устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план – задание ;
← план – задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить
достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного
контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам
деятельности школы или должностного лица ;
← продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других
мероприятий;
← эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету внутришколього контроля ;
← при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений
законодательства Российской Федерации в области образования, о них
сообщается директору школы ;
← экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с психологической и методической
службой школы ;
← при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя , если в месячном плане указаны сроки контроля . В
экстремальных случаях директор и его заместители по учебно – воспитательной
4

работе
могут посещать уроки учителей школы без предварительного
предупреждения ;
← при
проведении
оперативных
проверок
педагогический
работник
предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков ;
← в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем
за 1 день до посещения уроков ( экстренным случаем считается письменная
жалоба на нарушение прав ребенка, законодательства об образовании ).
1.15. Основания для внутришкольного контроля:
← заявление педагогического работника на аттестацию;
← плановый контроль;
← проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
← обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической
справки., справки о результатах внутришкольного контроля , доклада о состоянии дел по
проверяемому вопросу или иной формы , установленной в школе. Итоговый материал
должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.
Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента
завершения проверки.
Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного
контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что
они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.
При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с
результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в
конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления
образования.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а
также с учетом реального положения дел :
а) проводятся заседания педагогического или методического советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом ;
б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуре дел школы ;
в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении
аттестации педагогических работников , но не являются основанием для
заключения экспертной группы.
1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает
следующие решения :
← об издании соответствующего приказа;
← об
обсуждении
итоговых
материалов
внутришкольного
контроля
коллегиальным органом;
← о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов
(экспертов ) ;
← о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ;
← о поощрении работников ;
← иные решения в пределах своей компетенции.
1.18. О результатах проверки сведений , изложенных в обращениях обучающихся ,
их родителей , а также в обращениях и запросах других граждан и организаций ,
сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
II.

ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

2.1 Личностно – профессиональный контроль предполагает изучение и анализ
педагогической деятельности отдельного учителя.
5

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает :
- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и
педагогической науки , профессиональное мастерство учителя ;
← уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения , наиболее
эффективными формами , методами и приемами обучения ;
← результаты работы учителя и пути их достижения;
← способы повышения профессиональной квалификации учителя.
2.3 При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право :
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями, рабочими программами ( тематическим планированием , которое
составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседание
методического объединения и может корректироваться в процессе работы ) ,
поурочными планами , классными журналами , дневниками и тетрадями учащихся ,
протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы ,
аналитическими материалами учителя ;
← изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий , занятий кружков ,
факультативов , секций ;
←
проводить экспертизу педагогической деятельности ;
← проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
← организовывать социологические , психологические . педагогические
исследования : анкетирование , тестирование учащихся , родителей , учителей;
←
делать выводы и принимать управленческие решения .
2.4.Проверяемый педагогический работник имеет право:
← знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности ;
← знать цель , содержания , виды , формы и методы контроля ;
← своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации ;
← обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие
органы управления образованием при несогласии с результатами контроля .
2.5.По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется
справка.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
3.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
школы.
3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы
индивидуализации , дифференциации , коррекции обучения , устранения перегрузки
учащихся , уровня сформированности общеучебных умений и навыков , активизации
познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы .
3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу , но и на внедрение в существующую практику
технологии развивающего обучения , новых форм и методов работы , опыта мастеров
педагогического труда .
3.4.Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы ,
проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года ,
основными тенденциями развития образования в посёлке , регионе , стране .
3.5.Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами ,
сроками , целями , формами и методами контролями в соответствии с планом работы
школы .
3.6.В ходе тематического контроля:
-проводятся тематические исследования (анкетирование , тестирование);
-осуществляется анализ практической деятельности учителя , классного
воспитателя , классного руководителя , руководителей кружков и секций , учащихся;
6

посещение уроков , внеклассных мероприятий , занятий кружков , секций ; анализ
школьной и классной документации .
3.7.Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или
справки .
3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля
на заседаниях педсоветов , совещаниях при директоре или заместителях , заседаниях
методических объединений .
3.9.По результатам тематического контроля принимаются меры , направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний,
уровня воспитанности и развития учащихся .
3.10.Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть
оформлены одним документом .
IV. КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
4 .1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или
параллели .
4.2.Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели .
4.3.В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс
учебно- воспитательнои работы в отдельном классе или классах:
-деятельность всех учителей ;
-включение учащихся в познавательную деятельность;
-привитие интереса к знаниям;
-стимулирования в потребности в самообразовании , самоанализе ,
самосовершенствовании, самоопределении;
-сотрудничество учителя и учащихся;
-социально-психологический климат в классном коллективе.
4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяется по
результатам проблемно – ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия
или четверти.
4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется
необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными
проблемами.
4.6.Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами,
сроком, целями , формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с
планом работы школы.
4.7.По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы,
совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
V. КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».