Рабочая программа курса внеурочной деятельности Мир вокруг нас опыты и эксперименты для 4 класс

1

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса внеурочной деятельности

3

Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности

8

Тематическое планирование с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы 10

2

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
Авторская программа курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас: опыты, эксперименты, практические задания»
разработана для четвертого класса в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования и
учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и
профессиональной школы является повышение качества
образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком –
основной формой учебного процесса – в начальных классах
школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Программа реализуется во внеурочной деятельности
обучающихся
первой
ступени
обучения
в
рамках
общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 910 лет.
Программа представляет собой один из возможных
вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в
настоящее время проблемы качественного улучшения
обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной
школе, способствует глубокому и прочному овладению
изучаемым
материалом,
привитию
навыков
экспериментирования и самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания
и умения, приобретенные при изучении предлагаемого
материала в начальной школе, помогут младшим школьникам
уверенно чувствовать себя в окружающем мире и станут
фундаментом
обучения
в
старших
классах
общеобразовательных учреждений.
В то же время экспериментирование является наиболее
успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их
живой и неживой природы, основой развития у учащихся
3

познавательных действий, таких как: логические действия,
систематизация и структурирование знаний, преобразование
информации, моделирование, дифференциация существенных и
несущественных условий, формирование элементов системного
мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго
поколения является формирование компетентностей ребёнка по
освоению новых знаний, умений, навыков, способностей,
поэтому новизна программы состоит в том, что данный курс
«Мир вокруг нас: опыты, эксперименты, практические
практические задания» дополняет, расширяет знания, которые
школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные
знания на практике.
Педагогическая
целесообразность данного
курса
объясняется
формированием
приёмов
умственной
и
практической деятельности: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, аналогии и обобщения.
Основной целью изучения курса «Мир вокруг нас: опыты,
эксперименты, практические задания» является создание
условий
для
развития
у
школьников
навыков
экспериментирования, способностей решать учебные и
практические
задачи
на
основе
сформированности
универсальных учебных действий.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков,
а именно: умению ставить вопросы, обобщать, устанавливать
закономерности, делать умозаключения;
• формировать
универсальные учебные действия
познавательного,
логического,
знаково-символического,
регулятивного и коммуникативного характера;
• создавать необходимые условия для проявления
творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать
условия
для
развития
у
детей
познавательных интересов, формировать стремление ребенка к
размышлению и поиску.
4

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю.
Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (по 1
часу в неделю).
Особенностями построения программы «Мир вокруг
нас: опыты, эксперименты, практические задания» является то,
что в неё включено большое количество заданий на внимание,
наблюдательность, логическое мышление, умение
анализировать и делать выводы. Задания способствуют
развитию стремления у школьников к познавательной опытноэкспериментальной деятельности через практическое
взаимодействие с окружающими предметами.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие,
неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора,
инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта,
равноправного участника, наблюдателя.
Основными формами, характерными при реализации
данной программы, являются комбинированные занятия,
которые состоят из теоретической и практической частей,
причём большее количество времени занимает практическая
часть.
При проведении занятий традиционно используются три
формы работы:
• демонстрационная,
когда обучающиеся слушают
объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным
экраном;
• фронтальная, когда обучающиеся проводят опыты под
управлением педагога;
• самостоятельная,
когда обучающиеся выполняют
индивидуальные задания в течение части занятия.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В
ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды
внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность,
• проблемно-экспериментальная деятельность.
5

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю.
Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (по 1
часу в неделю).
Принципы проведения занятий
1. Безопасность. Создание атмосферы
доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап
базируется на уже сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения
детей.
4. Учёт возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
6. Связь теории с практикой.
7. Доступность и наглядность.
8. Включение в активную жизненную позицию.
9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на
занятии.
Содержание занятий
Электричество
Электрический ток как физическое явление, условия его
возникновения. Батарейка. Виды батареек. Причины
возникновения и проявления статического электричества.
Статическое электричество в быту, в производстве, в природе.
Атмосферное давление
Атмосферное давление как физическое явление. Барометр –
прибор для измерения атмосферного давления.
Сопротивление воздуха
Причина возникновения и проявления сопротивления воздуха.
Факторы, от которых зависит сопротивление воздуха.
Сила тяготения
Представление о существовании невидимой силы – силы
тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к
Земле. Понимание, почему планеты вращаются вокруг Солнца
и не падают на него, что в космосе нет силы тяготения и все
предметы находятся в состоянии невесомости.
Северное сияние
6

Северное сияние как красивейшее завораживающее явление
природы. Представление о северном сиянии как о проявлении
магнитных сил Земли.
Аэродинамика
Понятие «подъёмная сила». Действие архимедовой (подъёмной)
силы. Подъемная сила вертолета создается с помощью винта.
Почему могут летать самолёты. Реактивное движение.
Сила трения
Причины возникновения и особенности силы трения, ее
проявления. Способы уменьшения и увеличения силы трения,
ее использование в быту, технике, в природе. Трение качения,
покоя, скольжения.
Сила упругости
Причины возникновения и проявления силы упругости.
Проявление силы упругости в окружающем мире.
Инерция
Причина возникновения и проявления инерции. Практическое
использование инерции в повседневной жизни. Проявление
инерции в окружающем мире.
Центробежная сила
Причина возникновения и проявления центробежной силы.
Проявление центробежной силы в окружающем мире.
Игрушки, работающие на основе центробежной силы.
Простые механизмы
Рычаг. Принцип работы рычага. Практическое использование
рычага в повседневной жизни.
Винт Архимеда. Принцип работы винта Архимеда.
Практическое использование винта в повседневной жизни.
Принципы действия клина, ворота, блока и наклонной
плоскости. Практическое использования ворота, клина и блока
в повседневной жизни.
Теплота.
Теплота как физическое явление. Предметы, по-разному
проводящие тепло. Источники тепла. Теплопроводность
веществ.
Звук
7

Звук как физическое явление. Образование звука. Передача
звука с помощью телефона. Условия возникновения эха.
Источники звука. Скорость звука в твердых телах и в воздухе.
Свет
Возникновение света и тени. Свойства света. Источники света.
Преломление светового луча. Понятие о лазерном луче.
История появления зеркала. Начальные представления об
отражении света. Причины возникновения отражения света.
Атмосферное явление природы – радуга, цвета спектра. Линзы.
Использование линз в различных оптических приборах.
Колебательное движение
Колебательное движение как физическое явление. Принципы
действия маятников.
Капиллярность
Элементарные
представления
о
свойствах
предметов впитывать воду. Капиллярные явления.
Сила поверхностного натяжения
Сила поверхностного натяжения, как физическое явление.
Причины возникновения силы поверхностного натяжения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:
• умение определять и высказывать под руководством
учителя самые простые, общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• умение в предложенных педагогом ситуациях общения
и сотрудничества делать выбор (при поддержке других
участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• способность принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
8

• освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
• планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с материалом;
• совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
• использовать логические действия сравнения, анализа,
синтеза, обобщения; установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
• использовать
речевые
средства
для
решения
познавательных задач;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного.
Коммуникативные:
• использовать
речевые
средства
для
решения
коммуникативных задач;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные
роли (лидера, исполнителя);
• сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
различных задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.
Ожидаемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «Мир вокруг нас: опыты,
эксперименты, практические задания» третьеклассники:
− приобретут навыки экспериментирования;
9

− получат возможность удовлетворить присущую им
любознательность,
почувствовать
себя
учёными,
исследователями, первооткрывателями;
− получат возможность узнать ответы на интересующие их
вопросы, сделать правильные выводы;
− научатся
самостоятельно
организовывать
поиск
информации, нужной для решения практической или учебной
задачи;
− получат возможность понять закономерность и
логичность природных явлений.
Для реализации программного содержания используются
учебные средства:
Буряк М.В. Мир вокруг нас: опыты, эксперименты,
практические задания. 4 класс. Тренажер для школьников. – М.:
Планета, 2024.
Буряк М.В. Мир вокруг нас: опыты, эксперименты,
практические
задания.
4
класс.
Интегрированный
образовательный курс. Методическое пособие с электронным
интерактивным приложением. – М.: Планета, 2024.
Тематическое планирование с указанием количества
академических часов,
отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование, 4 класс
№
Раздел, тема занятия
занятия
дата
1
Батарейка
2

Волшебное электричество

Количес
тво
часов
1
1
10

3

Статическое электричество

1

4

Атмосферное давление

1

5

Сопротивление воздуха

1

6

Сила тяготения

1

7

Северное сияние

1

8

Аэродинамика. Подъёмная сила

1

9

Аэродинамика. Летательные аппараты

1

10

Сила трения

1

11

Виды трения

1

12

Сила упругости

1

13

Три силы

1

14

Инерция

15

Центробежная сила

1

16

Рычаг

1

17

Винт Архимеда

1

18

Простые механизмы

1

19

Теплота

1

19

Теплота

1

20

Теплопроводно сть

1

21

Звук

1
11

22

Телефон

1

23

Эхо

1

24

Источники звука

1

25

Свет

1

26

Преломление света

1

27

Зеркало

1

28

Отражение света

1

29

Радуга

1

30

Линзы

1

31

Колебательное движение

1

32

Капиллярность

1

33

Сила
поверхностного натяжения
Итоговое занятие

1

34

1

12

13

17

Винт Архимеда

1

18

Простые
механизмы

1

19

Теплота

1

20

Теплопроводно
сть

1

21

Звук

1

22

Телефон

1

23

Эхо

1

14

24

Источники
звука
Свет

1

26

Преломление
света

1

27

Зеркало

1

28

Отражение света 1

29

Радуга

1

30

Линзы

1

25

1

15

31

Колебательное
движение

1

32

Капиллярность

1

33

Сила
1
поверхностного
натяжения
Итоговое занятие 1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».