Рабочая программа курса внеурочной деятельности Химия в вопросах и ответах для 11 класса

Содержание
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности ______________________________ 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности ______________________________________________________________ 6
3.Тематическое планирование______________________________________________________ 8

1.Результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
•
•

•

•

в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской
идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей
дисциплиной;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и
наркотических веществ.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:
•

•

•
•
•

использование умений и навыковразличных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
наблюдение,
измерение,
проведение
эксперимента,
моделирование,
исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы,
анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных
связей и поиск аналогов;
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;

•
•

•

•

•

•

использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего
общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
•
•

•
•
•

•
•

•

•

•
•

знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык
химии;
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в
том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
умение характеризовать изученные классы неорганических и органических
соединений, химические реакции;
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием,
фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и
делать выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой информации,
ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его
презентация;
- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой
химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости,
электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV
периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
установление зависимости свойств и применения важнейших органических
соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером
этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных
групп;
моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира;

в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и
переработкой важнейших химических продуктов;
2) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной,
проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального
проекта по химии;
3) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с
веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.

2

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Тема 1. Введение. Теоретические основы химии.
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика
переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики
ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная
связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость
свойств веществ от их состава и строения.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические
реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных
факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые
электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая,
нейтральная, щелочная. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы
защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Тема 2. Неорганическая химия.
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и
международная). Характерные химические свойства простых веществ –
металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома,
железа).
Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
Характерные химические свойства кислот.
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере
соединений алюминия и цинка)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 3. Органическая химия .
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная).
Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ.
Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и
международная).
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов,
ароматических углеводородов (бензола и толуола).
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и
аминокислот.
3

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
Взаимосвязь органических соединений.
Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь.
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при
работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы
исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.
Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических
соединений.
Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным
классам неорганических соединений.
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).
Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.
Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения
аммиака,серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Природные источники углеводородов, их переработка.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с
известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе.
Расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях.
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему
одного из участвующих в реакции веществ.
Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массы (объема, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
Нахождение молекулярной формулы вещества
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Занятия по внеурочной деятельности планируется проводить в формах индивидуальной и
групповой работы, презентаций, тренингов, работы с алгоритмами, диспутов, обсуждений,
круглых столов, практических занятий.

4

3.Тематическое планирование
№ занятия,
дата
1

Раздел, тема занятия

Строение атома. Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.
2
Виды химической связи. Тип кристаллической решетки.
3
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп. Общая
характеристика неметаллов IVА–VIIА групп.
4
Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии.
Тепловой эффект химической реакции. Расчеты теплового
эффекта реакции.
5
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под
действием различных факторов.
6
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.
7
Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов (солей,
щелочей, кислот).
8
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов
и способы защиты от нее.
9
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов
и способы защиты от нее.
10
Классификация неорганических веществ. Номенклатура
неорганических веществ (тривиальная и международная).
11
Характерные химические свойства простых веществ –
металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных
металлов (меди, цинка, хрома, железа).
12
Характерные химические свойства простых веществ –
неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния.
13
Характерные химические свойства оксидов и оснований.
14
Характерные химические свойства кислот и солей.
15
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в
определенной массе раствора с известной массовой долей;
вычисление массовой доли вещества в растворе.
16
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в
определенной массе раствора с известной массовой долей;
вычисление массовой доли вещества в растворе.
17
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты
объемных отношений газов при химических реакциях.
18
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты
объемных отношений газов при химических реакциях.
19
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
20
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 3. Органическая химия. (12 часов)

Количество
часов
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
5

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Теория строения органических соединений. Классификация
органических веществ. Номенклатура органических веществ
(тривиальная и международная).
Характерные химические свойства
алканов, алкенов, алкинов.
Характерные химические свойства циклоалканов, алкадиенов.
Характерные химические свойства бензола и его гомологов.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и
многоатомных спиртов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных
карбоновых кислот, сложных эфиров.
Характерные химические свойства азотсодержащих
органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы.
Взаимосвязь органических соединений.
Взаимосвязь органических соединений.
Нахождение молекулярной формулы вещества.
Нахождение молекулярной формулы вещества.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Качественные реакции органических соединений.
Общие научные принципы химического производства (на
примере промышленного получения аммиака,серной кислоты,
метанола).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

7

8

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».