Приложение
к Федеральной рабочей программе
основного общего образования
Биология (базовый уровень)
(для 5-9 классов образовательных организаций),
утвержденное приказом директора
от 27.08.2025г. № 165-ОД
Поурочное планирование, 9 класс
№ урока,
дата
Наименование разделов, тем учебного предмета, тем уроков
Кол-во
часов
Учебно-методические
материалы, КИМы
1. Человек — биосоциальный вид ( 3 ч )
1._____
Науки о человеке.
1
Учебник «Биология 9 класс» под
ред. А.Г.Драгомилова.
https://clck.ru/3554GL
§ 1-2
Стр. 4-6
2._____
Человек как часть природы.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df188
3._____
Антропогенез.
1
https://m.edsoo.ru/863df354
1
https://clck.ru/3554Ny
§ 3-5
2. Структура организма человека (3 ч)
4._____
Строение и химический состав клетки.
1
https://clck.ru/3554SH
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df4a8
5._____
6._____
Типы тканей организма человека. Практическая работа № 1 «Изучение
микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах)».
Органы и системы органов человека. Практическая работа № 2 «Распознавание
органов и систем органов человека (по таблицам)».
1
https://m.edsoo.ru/863df606
1
https://m.edsoo.ru/863dfae8
7.______
3. Нейрогуморальная регуляция (8 ч)
Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы.
1
8.______
Нервная система человека, ее организация и значение.
1
9.______
Спинной мозг, его строение и функции.
10.______
Головной мозг, его строение и функции. Практическая работа № 3
«Изучение головного мозга человека (по муляжам)».
1
11.______
Вегетативная нервная система.
1
12.______
Нервная система как единое целое. Нарушения в работе нервной
системы.
1
§45
https://m.edsoo.ru/863e098e
13.______
Эндокринная система человека.
1
https://clck.ru/Mu83L
14._____
Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций
организма.
1
https://m.edsoo.ru/863e0c36
1
§ 4, 5, § 44- 46
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfdb8
§ 5,49
https://m.edsoo.ru/863dfc6e
§ 50
https://m.edsoo.ru/863dff0c
§46 https://clck.ru/3554Yt
https://m.edsoo.ru/863e00ba
§44 https://clck.ru/3554eW
https://m.edsoo.ru/863e0682
2
4. Опора и движение (5 ч)
15.______
Скелет человека, строение его отделов и функции. Практическая работа № 4
«Изучение строения костей (на муляжах)».
1
§6
https://m.edsoo.ru/863e10b4
16.______
Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Практическая работа № 5
«Исследование свойств кости».
1
§6-7 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0d9e
17.______
Мышечная система человека. Практическая работа № 6 «Изучение влияния
статической и динамической нагрузки на утомление мышц».
1
§10-11 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1398
18.______
Нарушения опорно-двигательной системы.
1
§9,12,13.
https://clck.ru/3554tr
19.______
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата. Практическая работа № 7 «Оказание первой помощи при повреждении
скелета и мышц».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0
1
§ 14-16
https://www.youtube.com/watch?v
=QHkG6Qcacm4
https://clck.ru/35557U
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1712
20.______
5. Внутренняя среда организма (4 ч)
Внутренняя среда организма и ее функции.
21.______
Состав крови. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения
крови человека и лягушки (сравнение)».
1
22.______
Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.
1
https://m.edsoo.ru/863e182a
23.______
Иммунитет и его виды.
1
https://m.edsoo.ru/863e1942
1
§ 17
https://clck.ru/3555Kp
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1d70
6. Кровообращение (4 ч)
24._____
Органы кровообращения Строение и работа сердца.
3
25._____
Сосудистая система. Практическая работа № 8 «Измерение кровяного давления».
1
26._____
Регуляция деятельности сердца и сосудов. Практическая работа № 9 «Определение
пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических
нагрузок у человека».
1
27._____
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Практическая работа № 10 «Первая помощь при кровотечении».
1
§ 21-22 https://clck.ru/3555Me
https://m.edsoo.ru/863e220c
28._____
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
1
§ 23 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e23a
29._____
Механизмы дыхания. Регуляция дыхания. Практическая работа № 11 «Измерение
обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
1
§24-26
https://m.edsoo.ru/863e2e64
30._____
Заболевания органов дыхания и их профилактика.
1
§27
31.______
Оказание первой помощи при поражении органов дыхания Практическая работа №
12 «Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту
дыхания».
1
§ 28
https://m.edsoo.ru/863e2aae
§18
https://m.edsoo.ru/863e1e9c
§19-20
https://m.edsoo.ru/863e20d6
7. Дыхание (4 ч)
32._____
8. Питание и пищеварение (6 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение.
1
§29
33.______
Органы пищеварения, их строение и функции.
1
§30-31 https://clck.ru/3555Uo
34.______
Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа № 13 «Исследование действия
ферментов слюны на крахмал».
1
§32-33 https://clck.ru/3555RL
35.______
Пищеварение в желудке и кишечнике. Практическая работа № 14 «Наблюдение
действия желудочного сока на белки».
1
§32-33
4
36.______
1
§34 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3422
1
§35
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a
https://m.edsoo.ru/863e30d0
38. _____
9. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Практическая работа №
15 «Исследование состава продуктов питания».
1
§36-38 https://clck.ru/3555ZM
https://clck.ru/3555c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3792
39. _____
Регуляция обмена веществ.
1
https://m.edsoo.ru/863e38a0
40. _____
Витамины и их роль для организма. Практическая работа № 16 «Способы сохранения
витаминов в пищевых продуктах».
1
https://m.edsoo.ru/863e39ae
1
https://m.edsoo.ru/863e3d14
37.______
41. _____
Методы изучения органов пищеварения.
Гигиена питания.
Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ Практическая работа № 17
«Составление меню в зависимости от калорийности пищи».
10. Кожа (5 ч)
42._____
Строение и функции кожи. Практическая работа № 18 «Исследование с помощью
лупы тыльной и ладонной стороны кисти».
1
§41-43 https://clck.ru/Mcgq5
https://clck.ru/3555fo
43._____
Кожа и ее производные. Практическая работа № 19 «Описание мер по уходу за кожей
лица и волосами в зависимости от типа кожи».
1
§41-43 https://clck.ru/Mcgq5
https://clck.ru/3555fo
44. _____
Кожа и терморегуляция. Практическая работа № 20 «Определение жирности
различных участков кожи лица».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76
45. _____
Заболевания кожи и их предупреждение.
1
https://m.edsoo.ru/863e41ba
5
46. _____
Гигиена кожи. Закаливание. Практическая работа № 21 «Описание основных
гигиенических требований к одежде и обуви».
11. Выделение (3 ч)
Значение выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
Практическая работа № 22 «Определение местоположения почек (на муляже)».
1
https://m.edsoo.ru/863e4084
1
§39-40
https://clck.ru/3555iL
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4516
48. _____
Образование мочи. Регуляция работы органов мочевыделительной системы.
1
https://m.edsoo.ru/863e4746
1
https://m.edsoo.ru/863e485e
49. _____
Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение.
Практическая работа № 23 «Описание мер профилактики болезней почек».
50. _____
12. Размножение и развитие (5 ч)
Особенности размножения человека. Наследование признаков у человека.
1
§63-67 https://clck.ru/NLh8Z
51. _____
Органы репродукции человека.
1
https://clck.ru/3555pj
52. _____
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся
половым путем, их профилактика. Практическая работа № 24 «Описание основных
мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6
53. _____
Беременность и роды.
1
https://m.edsoo.ru/863e4c50
54. _____
Рост и развитие ребенка.
1
https://m.edsoo.ru/863e4da4
55. _____
13. Органы чувств и сенсорные системы (5 ч)
Органы чувств и их значение. Глаз и зрение. Практическая работа № 25 «Изучение
строения органа зрения (на муляже и влажном препарате)».
1
56. _____
Механизм работы зрительного анализатора. Гигиена зрения. Практическая работа №
26 «Определение остроты зрения у человека».
§53-55
https://clck.ru/3555rh
https://clck.ru/3555v3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4fd4
https://m.edsoo.ru/863e50ec
47. _____
1
6
57. _____
Ухо и слух. Практическая работа № 27 «Изучение строения органа слуха (на муляже)». 1
https://m.edsoo.ru/863e51fa
58. _____
Органы равновесия, мышечное чувство, осязание.
1
https://m.edsoo.ru/863e5416
59. _____
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Взаимодействие сенсорных систем организма.
1
https://clck.ru/3555wH
https://m.edsoo.ru/863e5538
14. Поведение и психика (7 ч)
60. _____
Психика и поведение человека.
1
61. _____
Высшая нервная деятельность человека, история ее изучения.
1
§56-62
https://clck.ru/3555zg
https://clck.ru/3555zg
62. _____
Врождённое и приобретённое поведение.
1
https://clck.ru/3554eW
63. _____
Особенности психики человека. Практическая
сформированности навыков логического мышления».
«Оценка
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4
64. _____
Память и внимание. Практическая работа № 29 «Изучение кратковременной памяти.
Определение объёма механической и логической памяти».
1
https://m.edsoo.ru/863e5bf0
65. _____
Сон и бодрствование. Режим труда и отдыха.
1
https://m.edsoo.ru/863e5bf0
66. _____
Контрольная работа № 1.
1
работа
№
28
15. Человек и окружающая среда (2 ч)
67. _____
68. _____
Среда обитания человека и её факторы.
Человек как часть биосферы Земли.
1
https://clck.ru/35W3ig
1
https://m.edsoo.ru/863e600a
7