Приложение к Федеральной рабочей программе
основного общего образования
Литература (для 5-9 классов образовательных организаций),
утверждённое приказом директора
от 27.08.2025г. № 165 - ОД
Поурочное планирование, 8 класс
№
урока
Наименование разделов и тем учебного предмета, тем уроков
дата
Количес
тво
часов
Учебно-методические
материалы, КИМы
Раздел 1. Древнерусская литература (2 часа)
1
Введение. Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия
Радонежкского»: особенности героя жития, исторические основы образа
1
2
Житийная литература «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное». Нравственные проблемы в житии. Особенности лексики и
художественной образности жития
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38c94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38e06
Раздел 2. Литература 18 века (4 часа)
3
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» как произведение классицизма, её
связь с просветительскими идеями. Особенности сюжета и конфликта
1
4
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».Тематика и социальнонравственная проблематика комедии. Характеристика главных героев
1
5
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Способы создания сатирических
персонажей в комедии, их речевая характеристика. Смысл названия
комедии
1
6
Резервный урок. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» на театральной
сцене
1
Раздел 3. Литература первой половины 19 века (24 часа)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38f78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3909a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc391bc
7
А.С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «Анчар».Гражданские
мотивы в лирике поэта. Художественное мастерство и особенности
лирического героя
1
8
А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии» «Моцарт и Сальери». Особенности
драматургии А.С. Пушкина. Тематика и проблематика, своеобразие
конфликта. Характеристика главных героев. Нравственные проблемы в
пьесе
1
9
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: история создания.
Особенности жанра и композиции, сюжетная основа романа
1
10
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: тематика и проблематика,
своеобразие конфликта и системы образов
1
11
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: образ Пугачева, его
историческая основа и особенности авторской интерпретации
1
12
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: образ Петра Гринева.
Способы создания характера героя, его место в системе персонажей
1
13
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: тема семьи и женские образы.
Роль любовной интриги в романе
1
14
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: историческая правда и
художественный вымысел. Смысл названия романа. Художественное
своеобразие и способы выражения авторской идеи
1
15
Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: подготовка к
сочинению
1
16
Резервный урок. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»
1
17
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал…». Мотив
одиночества в лирике поэта, характер лирического героя
1
18
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Нищий». Художественное
своеобразие лирики поэта
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39b1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39c70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39fd6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39d9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39eb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a3b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a5da
19
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания. Поэма «Мцыри»
как романтическое произведение. Особенности сюжета и композиции
1
20
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: тематика, проблематика, идея,
своеобразие конфликта.
1
21
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: особенности характера героя,
художественные средства его создания.
1
22
Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: художественное
своеобразие. Поэма «Мцыри» в изобразительном искусстве
1
23
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: тема, идея, особенности конфликта
1
24
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: социально-нравственная проблематика.
Образ маленького человека. Смысл финала
1
25
Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»: история создания. Сюжет, композиция,
особенности конфликта
1
26
Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор» как сатира на чиновничью Россию.
Система образов. Средства создания сатирических персонажей
1
27
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Образ Хлестакова. Понятие
«хлестаковщина»
1
28
Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор». Смысл финала. Сценическая история
комедии
1
29
Развитие речи. Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»: подготовка к сочинению
1
30
Резервный урок. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Резизор»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a6f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a7f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3aa58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ace2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b2f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b19c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b53e
Раздел 4. Литература второй половины 19 века(7 часов)
31
И. С. Тургенев. Повесть «Ася». Тема, идея, проблематика
1
32
И.С. Тургенев. Повесть «Первая любовь». Система образов
1
33
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тема, идея, проблематика
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ba0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3be9e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c57e
34
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Система образов.
1
35
Л.Н. Толстой. Повести и рассказы «Отрочество» (главы). Тема, идея,
проблематика.
1
36
Л.Н. Толстой. Повести и рассказы «Отрочество» (главы). Система
образов
1
37
Итоговая контрольная работа. От древнерусской литературы до
литературы XIX века.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c06a
Раздел 5. Литература первой половины 20 века ( 8 часов)
38
Произведения писателей русского зарубежья. Произведения И.С.
Шмелёва. Основные темы, идеи, проблемы, герои
1
39
Произведения писателей русского зарубежья. Произведения М.А.
Осоргина. Система образов. Художественное мастерство писателя
1
40
Внеклассное чтение. Произведения писателей русского зарубежья.
Произведения И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина, Н.Тэффи.
1
41
Поэзия первой половины ХХ века. Стихотворения В.В. Маяковского,
М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака. Основные темы,
мотивы, образы
1
42
Развитие речи. Поэзия первой половины ХХ века. Стихотворения А.А.
Ахматовой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака. Художественное
мастерство поэтов
1
43
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Основные темы, идеи, проблемы
1
44
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Главные герои и средства их
изображения
1
45
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Фантастическое и реальное в повести.
Смысл названия
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c984
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cc68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cfa6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d604
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d1cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d32a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d44c
Раздел 6. Литература второй половины 20 века( 17 часо)
46
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»).
История создания. Тема человека на войне. Нравственная проблематика,
патриотический пафос поэмы
1
47
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» ( «Гармонь»). Образ
главного героя, его народность
1
48
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» ( «Поединок» ).
Особенности композиции, образ автора. Своеобразие языка поэмы
1
49
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер». Образ главного героя и
проблема национального характера
1
50
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер». Сюжет, композиция, смысл
названия
1
51
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». История создания.
Особенности жанра, сюжет и композиция рассказа
1
52
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Тематика и проблематика.
Образ главного героя
1
53
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа
1
54
Резервный урок. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Автор и
рассказчик. Сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа
1
55
А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». История создания.
Тематика и проблематика. Система образов
1
56
А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Образ Матрёны, способы
создания характера героини. Образ рассказчика. Смысл финала.
1
57
Итоговая контрольная работа. Литература XX. Всероссийская
проверочная работа
1
58
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—начала
XXI века. Произведения В.П. Астафьева. Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d94c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3db22
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3de56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3df82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e450
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e55e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8
59
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века.
Произведения Е.И. Носова. Система образов. Художественное
мастерство писателя
1
60
Внеклассное чтение. Произведения отечественных прозаиков второй
половины XX— начала XXI века. Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева.
1
61
Поэзия второй половины XX — начала XXI. Стихотворения Н.А.
Заболоцкого, Е.А. Евтушенко. Основные темы и мотивы, своеобразие
лирического героя
1
62
Развитие речи. Поэзия второй половины XX — начала XXI века.
Стихотворения К.М. Симонова, И.А. Бродского. Художественное
мастерство поэта
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d83e
Раздел 7. Зарубежная литература ( 6 часов)
63
У. Шекспир. Творчество драматурга, его значение в мировой литературе.
1
64
У. Шекспир. Сонеты № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130
«Её глаза на звёзды не похожи…». Жанр сонета. Темы, мотивы, характер
лирического героя. Художественное своеобразие
1
65
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Жанр трагедии. Тематика, проблематика, сюжет, особенности конфликта.
1
66
Резервный урок. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты
по выбору). Главные герои. Ромео и Джульетта как «вечные» образы.
Смысл трагического финала
1
67
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. Комедия «Мещанин во
дворянстве» как произведение классицизма
1
68
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Система образов,
основные герои. Произведения Ж.-Б. Мольера на современной сцене
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3eb80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ede2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc392ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc393d8