Поурочное планирование_ 8 класс

Приложение к Федеральной рабочей программе
основного общего образования
Литература (для 5-9 классов образовательных организаций),
утверждённое приказом директора
от 27.08.2025г. № 165 - ОД
Поурочное планирование, 8 класс

№
урока

Наименование разделов и тем учебного предмета, тем уроков

дата

Количес
тво
часов

Учебно-методические
материалы, КИМы

Раздел 1. Древнерусская литература (2 часа)
1

Введение. Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия
Радонежкского»: особенности героя жития, исторические основы образа

1

2

Житийная литература «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное». Нравственные проблемы в житии. Особенности лексики и
художественной образности жития

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38c94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38e06

Раздел 2. Литература 18 века (4 часа)
3

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» как произведение классицизма, её
связь с просветительскими идеями. Особенности сюжета и конфликта

1

4

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».Тематика и социальнонравственная проблематика комедии. Характеристика главных героев

1

5

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Способы создания сатирических
персонажей в комедии, их речевая характеристика. Смысл названия
комедии

1

6

Резервный урок. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» на театральной
сцене

1

Раздел 3. Литература первой половины 19 века (24 часа)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3909a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc391bc

7

А.С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «Анчар».Гражданские
мотивы в лирике поэта. Художественное мастерство и особенности
лирического героя

1

8

А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии» «Моцарт и Сальери». Особенности
драматургии А.С. Пушкина. Тематика и проблематика, своеобразие
конфликта. Характеристика главных героев. Нравственные проблемы в
пьесе

1

9

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: история создания.
Особенности жанра и композиции, сюжетная основа романа

1

10

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: тематика и проблематика,
своеобразие конфликта и системы образов

1

11

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: образ Пугачева, его
историческая основа и особенности авторской интерпретации

1

12

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: образ Петра Гринева.
Способы создания характера героя, его место в системе персонажей

1

13

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: тема семьи и женские образы.
Роль любовной интриги в романе

1

14

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: историческая правда и
художественный вымысел. Смысл названия романа. Художественное
своеобразие и способы выражения авторской идеи

1

15

Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: подготовка к
сочинению

1

16

Резервный урок. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»

1

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал…». Мотив
одиночества в лирике поэта, характер лирического героя

1

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Нищий». Художественное
своеобразие лирики поэта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39b1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39c70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39fd6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39d9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39eb4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a3b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a5da

19

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания. Поэма «Мцыри»
как романтическое произведение. Особенности сюжета и композиции

1

20

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: тематика, проблематика, идея,
своеобразие конфликта.

1

21

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: особенности характера героя,
художественные средства его создания.

1

22

Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: художественное
своеобразие. Поэма «Мцыри» в изобразительном искусстве

1

23

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: тема, идея, особенности конфликта

1

24

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: социально-нравственная проблематика.
Образ маленького человека. Смысл финала

1

25

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»: история создания. Сюжет, композиция,
особенности конфликта

1

26

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор» как сатира на чиновничью Россию.
Система образов. Средства создания сатирических персонажей

1

27

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Образ Хлестакова. Понятие
«хлестаковщина»

1

28

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор». Смысл финала. Сценическая история
комедии

1

29

Развитие речи. Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»: подготовка к сочинению

1

30

Резервный урок. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Резизор»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a6f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a7f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a922

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3aa58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b6ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ace2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b2f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b19c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b53e

Раздел 4. Литература второй половины 19 века(7 часов)
31

И. С. Тургенев. Повесть «Ася». Тема, идея, проблематика

1

32

И.С. Тургенев. Повесть «Первая любовь». Система образов

1

33

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тема, идея, проблематика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ba0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3be9e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc3c57e

34

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Система образов.

1

35

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы «Отрочество» (главы). Тема, идея,
проблематика.

1

36

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы «Отрочество» (главы). Система
образов

1

37

Итоговая контрольная работа. От древнерусской литературы до
литературы XIX века.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c06a

Раздел 5. Литература первой половины 20 века ( 8 часов)
38

Произведения писателей русского зарубежья. Произведения И.С.
Шмелёва. Основные темы, идеи, проблемы, герои

1

39

Произведения писателей русского зарубежья. Произведения М.А.
Осоргина. Система образов. Художественное мастерство писателя

1

40

Внеклассное чтение. Произведения писателей русского зарубежья.
Произведения И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина, Н.Тэффи.

1

41

Поэзия первой половины ХХ века. Стихотворения В.В. Маяковского,
М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака. Основные темы,
мотивы, образы

1

42

Развитие речи. Поэзия первой половины ХХ века. Стихотворения А.А.
Ахматовой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака. Художественное
мастерство поэтов

1

43

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Основные темы, идеи, проблемы

1

44

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Главные герои и средства их
изображения

1

45

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Фантастическое и реальное в повести.
Смысл названия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c984

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cc68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cfa6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d604

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d1cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d32a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d44c

Раздел 6. Литература второй половины 20 века( 17 часо)
46

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»).
История создания. Тема человека на войне. Нравственная проблематика,
патриотический пафос поэмы

1

47

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» ( «Гармонь»). Образ
главного героя, его народность

1

48

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» ( «Поединок» ).
Особенности композиции, образ автора. Своеобразие языка поэмы

1

49

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер». Образ главного героя и
проблема национального характера

1

50

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер». Сюжет, композиция, смысл
названия

1

51

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». История создания.
Особенности жанра, сюжет и композиция рассказа

1

52

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Тематика и проблематика.
Образ главного героя

1

53

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа

1

54

Резервный урок. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Автор и
рассказчик. Сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа

1

55

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». История создания.
Тематика и проблематика. Система образов

1

56

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Образ Матрёны, способы
создания характера героини. Образ рассказчика. Смысл финала.

1

57

Итоговая контрольная работа. Литература XX. Всероссийская
проверочная работа

1

58

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—начала
XXI века. Произведения В.П. Астафьева. Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные герои

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d94c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3db22

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3de56

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3df82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e450

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e55e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

59

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века.
Произведения Е.И. Носова. Система образов. Художественное
мастерство писателя

1

60

Внеклассное чтение. Произведения отечественных прозаиков второй
половины XX— начала XXI века. Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева.

1

61

Поэзия второй половины XX — начала XXI. Стихотворения Н.А.
Заболоцкого, Е.А. Евтушенко. Основные темы и мотивы, своеобразие
лирического героя

1

62

Развитие речи. Поэзия второй половины XX — начала XXI века.
Стихотворения К.М. Симонова, И.А. Бродского. Художественное
мастерство поэта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f256

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

Раздел 7. Зарубежная литература ( 6 часов)
63

У. Шекспир. Творчество драматурга, его значение в мировой литературе.

1

64

У. Шекспир. Сонеты № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130
«Её глаза на звёзды не похожи…». Жанр сонета. Темы, мотивы, характер
лирического героя. Художественное своеобразие

1

65

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Жанр трагедии. Тематика, проблематика, сюжет, особенности конфликта.

1

66

Резервный урок. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты
по выбору). Главные герои. Ромео и Джульетта как «вечные» образы.
Смысл трагического финала

1

67

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. Комедия «Мещанин во
дворянстве» как произведение классицизма

1

68

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Система образов,
основные герои. Произведения Ж.-Б. Мольера на современной сцене

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3eb80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ede2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc392ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc393d8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».