СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Содержание учебного предмета Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 3 7 17 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные образовательные результаты Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения; - воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами организации труда; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; - готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; - формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные результаты Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе; - планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Предметные результаты Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; - развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; - развитие визуально – пространственного мышления; - рациональное использование чертежных инструментов; - освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; - развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; - приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; - применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); - формирование стойкого интереса к творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел). Понятие о симметрии. Виды симметрии. Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах. Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Раздел 5. Эскизы. Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования. Раздел 6. Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах. Раздел 7. Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Раздел 8. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. Раздел 9. Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Различия между строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. № урока, дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделов, тем учебного предмета, тем уроков Количество часов Поурочное планирование, 10 класс Основные виды учебной деятельности Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (12 часов) Аналитическая деятельность: Предмет «Черчение». Чёртёжные инструменты и приёмы 1 работы с ними. формулировать понятие модели. Организация рабочего места. 1 Практическая деятельность: Линии чертежа. Форматы, рамка. Основная надпись. 1 -организовывать рабочее место. Линии чертежа. Форматы, рамка. Основная надпись. 1 Шрифты чертёжные. 1 Шрифты чертёжные. 1 Правила нанесения размеров. Масштабы. 1 Правила нанесения размеров. Масштабы. 1 Чертёж плоской детали. 1 Чертёж плоской детали. 1 Порядок чтения чертежей деталей. 1 Порядок чтения чертежей деталей. 1 Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций (8 часов) Учебно-методические материала, КИМы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Проецирование на одну плоскость проекции. Проецирование на две плоскости проекции. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Проецирование на три взаимно перпендикулярные проекции. Проецирование на три взаимно перпендикулярные проекции. Основные и местные виды. Определение необходимого и достаточного числа видов. Основные и местные виды. Определение необходимого и достаточного числа видов. 1 1 1 1 1 1 1 Аналитическая деятельность: формулировать понятие сечения и разреза; -определять виды сечений и разрезов; -анализировать сборочные чертежи. Практическая деятельность: -выполнять чертежи детали с необходимыми сечениями и разрезами; -выполнять чертеж. Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок (12 часов) Практическая деятельность: Моделирование по чертежу. 1 -выполнять чертежи детали с Моделирование по чертежу. 1 необходимыми сечениями и Аксонометрические проекции плоских фигур. 1 разрезами; Аксонометрические проекции плоских фигур. 1 -выполнять чертеж; детали с Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. 1 разрезом в аксонометрической Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. 1 проекции; Аксонометрические проекции круглых поверхностей. 1 -выполнять несложный сборочный Технический рисунок. чертеж (эскиз) типового соединения Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. 1 из нескольких деталей; -читать сборочные чертежи; Технический рисунок. 1 -выполнять деталировку сборочного Технический рисунок. 1 чертежа изделия; Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и 1 -решать творческие задач и с аксонометрические проекции геометрических тел. элементами конструирования; Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и 1 - выполнять эскиз логотипа или аксонометрические проекции геометрических тел. товарного знака с применением программного обеспечения. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей (32 часа) 33 34 35 36 37 38 Проекции группы геометрических тел. Проекции группы геометрических тел. Проекции вершин, рёбер и граней предмета. Проекции вершин, рёбер и граней предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета. 1 1 1 1 1 1 Аналитическая деятельность: анализировать формообразование детали с использованием геометрических примитивов; называть основные сферы применения программного А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Порядок построения изображений на чертежах. Порядок построения изображений на чертежах. Порядок построения изображений на чертежах. Порядок построения изображений на чертежах. Построение третьей проекции по двум данным. Построение третьей проекции по двум данным. Нанесение размеров с учётом формы предмета. Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. Сопряжения. Сопряжения. Выполнение чертежа по наглядному изображению детали. Выполнение чертежа по наглядному изображению детали. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Практическая работа. Практическая работа. Порядок чтения чертежей. Устное чтение чертежа. Порядок чтения чертежей. Устное чтение чертежа. Выполнение эскизов деталей. Выполнение эскизов деталей. Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы. Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы. Раздел 5. Эскизы (4 часа) Эскиз и технический рисунок детали. Эскиз и технический рисунок детали. Эскиз детали с элементами конструирования. Эскиз детали с элементами конструирования. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 моделирования инженерных объектов. Практическая деятельность: -читать информацию, представленную графическими моделями; -строить графики, диаграммы по предложенным данным; -создавать модели по различным заданиям: по чертежу; по описанию; по образцу и с натуры; -разрабатывать товарный знак или логотип с использованием программного обеспечения. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Аналитическая деятельность: анализировать геометрическую форму предмета; А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для -определять необходимое и достаточное количество видов на чертеже; -выбирать необходимый масштаб для построения чертежа; -называть определения прямоугольной и аксонометрической проекций. Практическая деятельность: -читать и выполнять чертежи геометрических тел и их аксонометрических проекций; -выполнять чертежи объемных деталей с помощью геометрических построений. общеобразовательных учреждений. № урока, дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов, тем учебного предмета, тем уроков Количество часов Поурочное планирование, 11 класс Основные виды учебной деятельности Раздел 1. Технология создания чертежей (11 часов) Черчение как технология создания графической модели Аналитическая деятельность: 1 инженерного объекта. Краткая история графической деятельности человека. Значение графической подготовки в современной жизни. Понятие графической модели и ее виды. Практическая работа. Подготовка инструментов, материалов и принадлежностей для выполнений чертежей. Понятие о ЕСКД, ГОСТ. Форматы. Практическая работа. Оформление графической работы и основной надписи на формате А. Линии чертежа. Практическая работа. Выполнение основных линий чертежа. Чертежный шрифт. Практическая работа. Написание слов чертежным шрифтом. Правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы. Геометрические построения. Практическая работа. Сопряжения. Практическая работа. Деление отрезка и окружности на равные части. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 называть виды конструкторской документации; -формулировать отличие видов графической документации. Практическая деятельность: -подготавливать рабочее место и чертежные инструменты; -оформлять графические работы и основную надпись на формате А4; -выполнять линии чертежа; -отрабатывать навыки написания слов чертежным шрифтом; -выполнять линий чертежа; -выполнять деление отрезка и окружности на равные части; -выполнять построение овала, сопряжений. -выполнять чертеж «плоской» детали . Учебно-методические материала, КИМы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Раздел 2. Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (23 часа) Проецирование. Чертежи в системе прямоугольных проекций 1 Аналитическая деятельность: Расположение видов на чертеже 1 анализировать геометрическую Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали 1 форму предмета; Практическая работа. Выполнение чертежа детали, содержащей 1 -определять необходимое и сопряжения. Практическая работа. Определение необходимого количества видов на чертеже. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Практическая работа. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Практическая работа. Построение аксонометрических проекций круглых поверхностей. Технический рисунок. Практическая работа. Выполнение технического рисунка по чертежу. Чертежи геометрических тел. Практическая работа. Построение чертежей разверток поверхностей геометрических тел. Формообразование. Практическая работа. Построение проекций точек на поверхности предмета. Практическая работа. Порядок построения изображения на чертежах. Практическая работа. Нанесение размеров на чертеже с учетом геометрической формы детали. Практическая работа. Чтение чертежа детали и её описание. Чтение чертежей деталей. Чтение чертежей деталей. Практическая работа. Выполнение чертежа детали с преобразованием формы. Электрические и кинематические схемы. Практическая работа. Чтение электрических и кинематических схем. Практическая работа. Выполнение чертежей деталей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 достаточное количество видов на чертеже; -выбирать необходимый масштаб для построения чертежа; -называть определения прямоугольной и аксонометрической проекций. Практическая деятельность: -читать и выполнять чертежи геометрических тел и их аксонометрических проекций; -выполнять чертежи объемных деталей с помощью геометрических построений; -выполнять аксонометрические проекции плоских и объемных деталей (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.); -выполнять чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). -выполнять технический рисунок предмета (детали) по чертежу и с натуры; -выполнять эскизы деталей с включением элементов конструирования; -выполнять чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры; - читать простые графические модели: электрические и кинематические схемы, диаграммы. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Раздел 4. Технология создания модели инженерного объекта (30 часов) Классификация инженерных объектов. 1 Аналитическая деятельность: Сечения и разрезы. 1 формулировать понятие сечения и Наложенные и вынесенные сечения. 1 разреза; Практическая работа. Чертеж детали с необходимыми сечениями. 1 -определять виды сечений и разрезов; Практическая работа. Чертеж детали с необходимыми сечениями 1 -анализировать сборочные чертежи. Простые разрезы, их обозначения. 1 Практическая работа. Чертеж детали с выполнением необходимого 1 разреза. Соединение вида и разреза. Практическая работа. Чертеж детали с выполнением соединения вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях. Практическая работа. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции. Практическая работа. Выполнение чертежа детали. Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединения деталей. Практическая работа. Штриховка сечений смежных деталей. Практическая работа. Чертеж резьбового соединения. Практическая работа. Чтение чертежей шпоночных соединений. Практическая работа. Чтение чертежей штифтовых соединений. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Порядок чтения сборочных чертежей, условности и упрощения. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Выполнение несложного сборочного чертежа Деталировка сборочных чертежей. Деталировка сборочных чертежей. Практическая работа. Выполнение деталировки сборочного чертежа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая деятельность: -выполнять чертежи детали с необходимыми сечениями и разрезами; -выполнять чертеж детали с разрезом в аксонометрической проекции; -выполнять несложный сборочный чертеж (эскиз) типового соединения из нескольких деталей; -читать сборочные чертежи; -выполнять деталировку сборочного чертежа изделия; -решать творческие задач и с элементами конструирования; - выполнять эскиз логотипа или товарного знака с применением программного обеспечения. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. 63 64 65 64 65 66 67 68 Практическая работа. Выполнение деталировки сборочного чертежа. Творческие задачи с элементами конструирования. Практическая работа. Решение творческих задач с элементами конструирования Практическая работа. Решение творческих задач с элементами конструирования 1 1 1 1 Раздел 5. Технология создания чертежей в программных средах (4 часа) Применение программного обеспечения для создания графических Практическая деятельность: 1 моделей и чертежей. Практическая работа. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Практическая работа. Разработка эскиза товарного знака или логотипа. Практическая работа. Использование программ Paint, Adobe Photoshop, AutoCAD, КОМПАС. 1 1 1 -читать и выполнять чертежи геометрических тел и их аксонометрических проекций; -выполнять чертежи объемных деталей с помощью геометрических построений; -выполнять аксонометрические проекции плоских и объемных деталей (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.); -выполнять чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). -выполнять технический рисунок предмета (детали) по чертежу и с натуры; -выполнять эскизы деталей с включением элементов конструирования; -выполнять чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры; - читать простые графические модели: электрические и кинематические схемы, диаграммы. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов «Черчение» для общеобразовательных учреждений. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. Карточки-задания по черчению. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др.