Приложение к Федеральной рабочей программе основного общего образования Биология (базовый уровень) (для 5-9 классов образовательных организаций), утвержденное приказом директора от 30.08.2023г. № 157-ОД Поурочное планирование, 9 класс № урока, дата Наименование разделов, тем учебного предмета, тем уроков Кол-во часов Учебно-методические материалы, КИМы 1. Человек — биосоциальный вид ( 3 ч ) 1._____ Науки о человеке. 1 Учебник «Биология 8 класс» под ред. А.Г.Драгомилова. https://clck.ru/3554GL § 1-2 Стр. 4-6 2._____ Человек как часть природы. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863df188 3._____ Антропогенез. 1 https://m.edsoo.ru/863df354 1 https://clck.ru/3554Ny § 3-5 https://clck.ru/3554SH 2. Структура организма человека (3 ч) 4._____ Строение и химический состав клетки. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863df4a8 5._____ Типы тканей организма человека. Практическая работа «Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах)». 6._____ Органы и системы органов человека. Практическая работа «Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам)». 1 https://m.edsoo.ru/863df606 1 https://m.edsoo.ru/863dfae8 3. Нейрогуморальная регуляция (8 ч) 7.______ Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы. 1 8.______ Нервная система человека, ее организация и значение. 1 9.______ Спинной мозг, его строение и функции. 1 10.______ Головной мозг, его строение и функции. Практическая работа «Изучение головного мозга человека (по муляжам)». 1 11.______ Вегетативная нервная система. 1 12.______ Нервная система как единое целое. Нарушения в работе нервной системы. 1 §45 https://m.edsoo.ru/863e098e 13.______ Эндокринная система человека. 1 https://clck.ru/Mu83L Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма. 1 https://m.edsoo.ru/863e0c36 14._____ § 4, 5, § 44- 46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863dfdb8 § 5,49 https://m.edsoo.ru/863dfc6e § 50 https://m.edsoo.ru/863dff0c §46 https://clck.ru/3554Yt https://m.edsoo.ru/863e00ba §44 https://clck.ru/3554eW https://m.edsoo.ru/863e0682 2 4. Опора и движение (5 ч) 15.______ Скелет человека, строение его отделов и функции. Практическая работа «Изучение строения костей (на муляжах)». 1 §6 https://m.edsoo.ru/863e10b4 16.______ Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Практическая работа «Исследование свойств кости». 1 §6-7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e0d9e 17.______ Мышечная система человека. Практическая работа «Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц». 1 §10-11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e1398 18.______ Нарушения опорно-двигательной системы. 1 §9,12,13. https://clck.ru/3554tr 19.______ Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Практическая работа «Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц». 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e15f0 1 § 14-16 https://www.youtube.com/watch?v =QHkG6Qcacm4 https://clck.ru/35557U Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e1712 20.______ 5. Внутренняя среда организма (4 ч) Внутренняя среда организма и ее функции. 21.______ Состав крови. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение)». 1 22.______ Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. 1 https://m.edsoo.ru/863e182a 23.______ Иммунитет и его виды. 1 https://m.edsoo.ru/863e1942 1 § 17 https://clck.ru/3555Kp Библиотека ЦОК 6. Кровообращение (4 ч) 24._____ Органы кровообращения Строение и работа сердца. 3 https://m.edsoo.ru/863e1d70 25._____ Сосудистая система. Практическая работа «Измерение кровяного давления». 1 26._____ Регуляция деятельности сердца и сосудов. Практическая работа «Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у человека». 1 27._____ Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Первая помощь при кровотечении». 1 § 21-22 https://clck.ru/3555Me https://m.edsoo.ru/863e220c 28._____ Дыхание и его значение. Органы дыхания. 1 § 23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e23a 29._____ Механизмы дыхания. Регуляция дыхания. Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». 1 §24-26 https://m.edsoo.ru/863e2e64 30._____ Заболевания органов дыхания и их профилактика. 1 §27 31.______ Оказание первой помощи при поражении органов дыхания Практическая работа «Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания» 1 § 28 https://m.edsoo.ru/863e2aae §18 https://m.edsoo.ru/863e1e9c §19-20 https://m.edsoo.ru/863e20d6 7. Дыхание (4 ч) 32._____ 8. Питание и пищеварение (6 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. 1 §29 33.______ Органы пищеварения, их строение и функции. 1 §30-31 https://clck.ru/3555Uo 34.______ Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа «Исследование действия ферментов слюны на крахмал». 1 §32-33 https://clck.ru/3555RL 35.______ Пищеварение в желудке и кишечнике. Практическая работа «Наблюдение действия желудочного сока на белки». 1 §32-33 4 36.______ Методы изучения органов пищеварения. 1 §34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e3422 37.______ Гигиена питания. 1 §35 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e2f9a https://m.edsoo.ru/863e30d0 38. _____ 9. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Практическая работа «Исследование состава продуктов питания». 1 §36-38 https://clck.ru/3555ZM https://clck.ru/3555c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e3792 39. _____ Регуляция обмена веществ. 1 https://m.edsoo.ru/863e38a0 40. _____ Витамины и их роль для организма. Практическая работа «Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах». 1 https://m.edsoo.ru/863e39ae 41. _____ Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ Практическая работа «Составление меню в зависимости от калорийности пищи». 1 https://m.edsoo.ru/863e3d14 42._____ 10. Кожа (5 ч) Строение и функции кожи. Практическая работа «Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти». 1 §41-43 https://clck.ru/Mcgq5 https://clck.ru/3555fo 43._____ Кожа и ее производные. Практическая работа «Описание мер по уходу за кожей лица и 1 волосами в зависимости от типа кожи». §41-43 https://clck.ru/Mcgq5 https://clck.ru/3555fo 44. _____ Кожа и терморегуляция. Практическая работа «Определение жирности различных участков кожи лица». 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e3f76 45. _____ Заболевания кожи и их предупреждение. 1 https://m.edsoo.ru/863e41ba 5 Гигиена кожи. Закаливание. Практическая работа «Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви». 11. Выделение (3 ч) Значение выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Практическая работа «Определение местоположения почек (на муляже)». 1 https://m.edsoo.ru/863e4084 1 §39-40 https://clck.ru/3555iL Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4516 48. _____ Образование мочи. Регуляция работы органов мочевыделительной системы. 1 https://m.edsoo.ru/863e4746 1 https://m.edsoo.ru/863e485e 49. _____ Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение. Практическая работа «Описание мер профилактики болезней почек». 50. _____ 12. Размножение и развитие (5 ч) Особенности размножения человека. Наследование признаков у человека. 1 §63-67 https://clck.ru/NLh8Z 51. _____ Органы репродукции человека. 1 https://clck.ru/3555pj 52. _____ Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Практическая работа «Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит». 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4ec6 53. _____ Беременность и роды. 1 https://m.edsoo.ru/863e4c50 54. _____ Рост и развитие ребенка. 1 https://m.edsoo.ru/863e4da4 55. _____ 13. Органы чувств и сенсорные системы (5 ч) Органы чувств и их значение. Глаз и зрение. Практическая работа «Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате)». 1 56. _____ Механизм работы зрительного анализатора. Гигиена зрения. Практическая работа «Определение остроты зрения у человека». 1 §53-55 https://clck.ru/3555rh https://clck.ru/3555v3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e4fd4 https://m.edsoo.ru/863e50ec 46. _____ 47. _____ 6 57. _____ Ухо и слух. Практическая работа «Изучение строения органа слуха (на муляже)». 1 https://m.edsoo.ru/863e51fa 58. _____ Органы равновесия, мышечное чувство, осязание. 1 https://m.edsoo.ru/863e5416 59. _____ Вкусовой и обонятельный анализаторы. Взаимодействие сенсорных систем организма. 1 https://clck.ru/3555wH https://m.edsoo.ru/863e5538 14. Поведение и психика (6 ч) 60. _____ Психика и поведение человека. 1 61. _____ Высшая нервная деятельность человека, история ее изучения. 1 §56-62 https://clck.ru/3555zg https://clck.ru/3555zg 62. _____ Врождённое и приобретённое поведение. 1 https://clck.ru/3554eW 63. _____ Особенности психики человека. Практическая работа «Оценка сформированности навыков логического мышления». 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e5ac4 64. _____ Память и внимание. Практическая работа «Изучение кратковременной памяти. Определение объёма механической и логической памяти». 1 https://m.edsoo.ru/863e5bf0 65. _____ Сон и бодрствование. Режим труда и отдыха. 1 https://m.edsoo.ru/863e5bf0 15. Человек и окружающая среда (3 ч) 66. _____ Среда обитания человека и её факторы. 1 https://clck.ru/35W3ig 67. _____ Окружающая среда и здоровье человека. 1 68. _____ Человек как часть биосферы Земли. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e5d12 https://m.edsoo.ru/863e600a 7