Программа развития универсальных учебных действий обучающихся при получениии основного общего образования.pdf

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 р.п. Атиг

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

педсоветом
протокол от 29.08.2016г. № 1.

приказом директора МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг
от 30.08.2016г. № 87/1

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1

2

2.1
2.2

2.3
2.4

2.5
2.6
2.7

2.8

Наименование материала
Стр.
Место программы развития у обучающихся универсальных
учебных действий в Основной образовательной программе
основного общего образования.
3
Программа развития у обучающихся универсальных учебных
действий.
6
Цели и задачи программы, описание ее места и роли в
реализации требований Стандарта
6
Описание понятий, функций, состава и характеристик
7
универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием
отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной
деятельностью, а также места отдельных компонентов
универсальных учебных действий в структуре образовательной
деятельности
Типовые задачи применения универсальных учебных действий
9
Описание особенностей реализации основных направлений 11
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности
обучающихся,
а
также
форм
организации
учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной
и внеурочной деятельности по каждому из направлений
Описание содержания, видов и форм организации учебной 14
деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций
Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и 16
инструментов их использования
Планируемые
результаты
формирования
и
развития 20
компетентности обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, подготовки
индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в
рамках одного предмета или на межпредметной основе
Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными 23
организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и
научных руководителей
2

2.9

Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных 24
учебных действий у обучающихся, в том
числе
информационно-методического обеспечения, подготовки кадров
2.10 Cистема оценки деятельности школы по формированию и 25
развитию универсальных учебных действий у обучающихся
2.11
Методика и инструментарий мониторинга успешности 26
освоения и применения обучающимися универсальных
учебных действий
1. Место программы развития у обучающихся универсальных учебных
действий в Основной образовательной программе основного общего
образования.
Основная образовательная программа основного общего образования
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности при получении основного общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность, развитие творческих, физических способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа основного общего образования
реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Основная образовательная программа основного общего образования
содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений, представленных во всех трех разделах основной
образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.
Обязательная часть основной образовательной программы основного
общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, - 30% от общего объема основной
образовательной программы основного общего образования.
Cтруктура основной образовательной программы
основного общего образования
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП
1.2.1. Общие положения
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных
программ
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной ООП
1.3.1. Общие положения
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных
достижений и портфель достижений как инструменты динамики
образовательных достижений
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от
основного к среднему общему образованию
1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий при
получении основного общего образования, включающая формирование
компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной
деятельности
2.1.1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации
требований Стандарта
2.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик
универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных
и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов,
внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных
компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной
деятельности
2.1.3. Типовые задачи применения универсальных учебных действий
2.1.4. Описание особенностей реализации основных направлений учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также форм
организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках
урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений
2.1.5. Описание содержания, видов и форм организации учебной
деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций
4

2.1.6. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и
инструментов их использования
2.1.7. Планируемые результаты формирования и развития компетентности
обучающихся в области использования информационно-коммуникационных
технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе
обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе
2.1.8. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными
организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных
руководителей
2.1.9. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных
учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического
обеспечения, подготовки кадров
2.1.10. Cистема оценки деятельности школы по формированию и
развитию универсальных учебных действий у обучающихся
2.1.11. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в т.ч.
интегрированных
…
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при
получении основного общего образования
…
2.4. Программа коррекционной работы
…
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план основного общего образования
3.2. Календарный учебный график
3.3. План внеурочной деятельности
3.4. Система условий реализации ООП
3.4.1. Описание кадровых условий реализации ООП основного общего
образования
3.4.2. Психолого-педагогические условия реализации ООП
3.4.3. Финансовое обеспечение реализации ООП
3.4.4. Материально-технические условия реализации ООП
3.4.5. Информационно-методические условия реализации ООП

Таким образом, программа развития у обучающихся универсальных
учебных действий при получении основного общего образования является
5

частью содержательного раздела основной образовательной программы
основного общего образования.

6

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ЕЕ МЕСТА И РОЛИ В
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА
Цель программы развития УДД - обеспечение организационнометодических условий для реализации системно-деятельностного подхода,
положенного в основу ФГОС основного общего образования, с тем, чтобы
сформировать и развить у учащихся основной школы способности к
самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Задачи программы развития УУД:
организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей
по развитию УУД в основной школе;
- реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение
УУД обучающимися, осуществление взаимосвязи способов организации
урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том
числе на материале содержания учебных предметов;
- включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную
деятельность обучающихся;
- обеспечение преемственности и особенностей программы развития УУД
при переходе от начального к основному общему образованию.
Формирование системы УУД осуществляется с учетом возрастных
особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД
представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую
общей логикой возрастного развития.
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится
деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии
УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом
смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть
трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать
учебное сотрудничество».

7

2. ОПИСАНИЕ ПОНЯТИЙ, ФУНКЦИЙ, СОСТАВА И ХАРАКТЕРИСТИК
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
(ЛИЧНОСТНЫХ,
РЕГУЛЯТИВНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ) И
ИХ СВЯЗИ С СОДЕРЖАНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ,
ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, А ТАКЖЕ
МЕСТА ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УУД В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Описание планируемых метапредметных результатов формирования УУД
представлено в пункте «Планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования»
целевого раздела основной образовательной программы основного общего
образования.
Описание места отдельных компонентов в структуре образовательной
деятельности, а также связь развития УУД с содержанием отдельных предметов
представлено в рабочих программах отдельных учебных предметов, курсов
содержательного раздела основной образовательной программы основного
общего образования.
Принципами формирования УУД в основной школе являются:
- формирование УУД (задача, сквозная для всей образовательной
деятельности (урочная, внеурочная деятельность);
- формирование УУД осуществляется как на предметном материале, так и
на материале междисципдинарного содержания;
- определение материала, на котором реализуется программа по развитию
УУД (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) является
компетенцией школы;
- осуществление преемственности формирования и развития УУД по
отношению к начальной школе, но с учетом специфики подросткового возраста
(возрастание значимости различных социальных практик, исследовательской и
проектной деятельности, использования ИКТ);
- отход от понимания урока как ключевой единицы образовательной
деятельности (говорить о формировании УУД можно в рамках серии учебных
занятий при том, что гибко сочетаются урочные, внеурочные формы, а также
самостоятельная работа обучающихся);
- акцент на нелинейность при составлении учебного плана и расписания,
наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию.
По отношению к начальной школе программа развития УУД сохраняет
8

преемственность.
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а
также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут
сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные
универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения
учиться в общении.
В основе развития УУД в основной школе лежит системнодеятельностный подход. В соответствии с ним именно активность
обучающегося признается основой достижения развивающих целей
образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими
обучающимися в процессе познавательной деятельности.
В образовательной практике отмечается переход от обучения как
презентации системы знаний к активной работе обучающихся над
заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями,
которые встречаются в жизни обучающегося.
Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению
представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и
одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное
руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием
обучающихся в выборе методов обучения. Все это придает особую
актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных
действий.
Для успешной деятельности по развитию УУД занятия
организуются в разнообразных формах: одновозрастные и разновозрастные
уроки; занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии
(школы) и др., с постепенным расширением возможностей обучающихся
осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.
Решение задачи формирования универсальных учебных действий в
основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным
предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках
факультативов, кружков, элективных занятий.

9

3. ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Задачи на применение УУД строятся как на материале учебных предметов
и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и
имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые
практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).
Различаются два типа заданий, связанных с УУД:
- задания, позволяющие в рамках образовательной деятельности
сформировать УУД;
- задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности
УУД.
В первом случае задание направлено на формирование целой группы
связанных друг с другом УУД. Действия могут относиться как к одной
категории (например, регулятивные), так и к разным.
Во втором случае задание сконструировано таким образом, чтобы
проявлять способность обучающегося применять какое-то конкретное
универсальное учебное действие.
В основной школе используются следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие личностные универсальные учебные действия:
- на личностное самоопределение;
- на развитие Я-концепции;
- на смыслообразование;
- на мотивацию;
- на нравственно-этическое оценивание.
2. Задачи, формирующие коммуникативные универсальные учебные
действия:
- на учет позиции партнера;
- на организацию и осуществление сотрудничества;
- на передачу информации и отображение предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры.
3. Задачи, формирующие познавательные универсальные учебные
действия:
- на проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- на сериацию, сравнение, оценивание;
- на проведение эмпирического исследования;
- на проведение теоретического исследования;
10

- на смысловое чтение.
4. Задачи, формирующие регулятивные универсальные учебные действия:
- на планирование;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на самоконтроль.
Развитию регулятивных УУД способствует использование в учебном
процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий,
которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения:
планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в
выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления
материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и
контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового
контроля со стороны учителя.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не
является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление
освоенного происходит в ходе занятий по разным предметам. Распределение
типовых задач внутри предмета направлено на достижение баланса между
временем освоения и временем использования соответствующих действий.
Задачи на применение УУД могут носить открытый, так и закрытый
характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания
результативности используются технологии «формирующего оценивания».

11

4. ОПИСАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
КАЖДОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

Одним из путей формирования УУД в основной школе является
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной
степени связана с ориентацией на получение проектного результата,
обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное
выражение.
Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких
сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по
выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного
достижения обучающегося.
Она ориентирована на формирование и развитие метапредметных и
личностных результатов обучающихся.
В ходе реализации программы реализуются следующие виды проектов
(по преобладающему виду деятельности):
- информационный,
- исследовательский,
- творческий,
- социальный,
- прикладной,
- игровой,
- инновационный
В школе реализуются проекты как в рамках одного предмета, так и в
рамках нескольких; по количеству участников в проекте могут выполняться
индивидуальные или групповые проекты; по срокам их выполнения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные проекты.
В состав участников проектной работы могут войти не только сами
обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
12

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет
индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу,
осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно,
в течение всего учебного года.
Используются следующие формы представления результатов
проектной деятельности:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие
цифровые носители) и др.
Результаты также представляются в ходе проведения конференций,
семинаров и круглых столов.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является
«приращение»
в
компетенциях
обучающегося.
Ценность
учебноисследовательской работы определяется возможностью обучающихся
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным
исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся организована по двум
направлениям:
- урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные
уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая
является логическим продолжением урочной деятельности: научноисследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны,
конференции, др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
проводится в том числе по таким направлениям, как:
- исследовательское;
- инженерное;
- прикладное;
13

- информационное;
- социальное;
- игровое;
- творческое

На уроках используются следующие формы организации учебноисследовательской деятельности:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урокзащита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на
открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование,
достаточно протяженное во времени.
Во внеурочной деятельности используются следующие формы
организации учебно-исследовательской деятельности:
- исследовательская практика обучающихся;
- образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности,
продуманными
формами
контроля).
Образовательные
экспедиции
предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том
числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение
предмета;
- ученическое научно-исследовательское общество (УНИО);
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах, в том числе
дистанционных.
Итоги учебно-исследовательской деятельности представляются в виде
статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в
рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров,
исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов,
моделей, образцов.

14

5. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ВИДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ
Программа развития УУД обеспечивает в структуре ИКТ-компетенции в
том числе владение поиском и передачей информации, презентационными
навыками, основами информационной безопасности.
Важным является универсальный и межпредметный характер ИКТкомпетенции, что на практике дает возможность осуществлять ее формирование
не только и не столько в рамках учебного предмета информатика, но в ходе
обучения практически по всем предметным областям.
В настоящее время значительно присутствие компьютерных и Интернеттехнологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне
времени нахождения в образовательной организации. В этой связи
обучающийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных
им вне школы.
В этом контексте важным направлением деятельности школы в сфере
формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие
обучающегося.
Основными формами организации учебной деятельности по
формированию ИКТ-компетенции обучающихся являются:
- уроки по информатике и другим предметам;
- факультативы;
- кружки;
- интегративные межпредметные проекты;
- внеурочные и внешкольные активности.
Видами учебной деятельности, обеспечивающими формирование
ИКТ-компетенции обучающихся, являются:
- выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности
задания, предполагающие использование электронных образовательных
ресурсов;
- создание и редактирование текстов;
- создание и редактирование электронных таблиц;
- использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем,
других графических объектов;
- создание и редактирование презентаций;
- создание и редактирование графики и фото;
- создание и редактирование видео;
15

- создание музыкальных и звуковых объектов;
- поиск и анализ информации в Интернете;
- моделирование, проектирование и управление;
- математическая обработка и визуализация данных;
- создание web-страниц и сайтов;
- сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
Эффективное
формирование
ИКТ-компетенции
обеспечивается усилиями команды педагогов.

16

обучающихся

6. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
КОМПЕТЕНЦИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Основными элементами ИКТ-компетенций
использования являются следующие.

и

ИКТ-

инструментов

их

Обращение с устройствами ИКТ:
- cоединение устройств ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей,
принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием
проводных и беспроводных технологий; включение и выключение устройств
ИКТ;
- получение информации о характеристиках компьютера;
17

- осуществление информационного подключения к локальной сети и
глобальной сети Интернет;
- выполнение базовых операций с основными элементами
пользовательского интерфейса: работа с меню, запуск прикладных программ,
обращение за справкой;
- вход в информационную среду образовательной организации, в том
числе через Интернет, размещение в информационной среде различных
информационных объектов;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объем
памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи
информации, пропускная способность выбранного канала и пр.);
- вывод информации на бумагу, работа с расходными материалами;
- соблюдение требований к организации компьютерного рабочего места,
техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с
устройствами ИКТ.
Фиксация и обработка изображений и звуков:
выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в
соответствии с поставленной целью;
осуществление фиксации изображений и звуков в ходе процесса
обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и
результатов проектной деятельности; создание презентаций на основе
цифровых фотографий;
осуществление видеосъемки и монтажа отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
осуществление обработки цифровых фотографий с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов;
осуществление обработки цифровых звукозаписей с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов;
понимание и учет смысла и содержания деятельности при организации
фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и
процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов.
Поиск и организация хранения информации:
- использование приемов поиска информации на персональном
компьютере, в информационной среде организации и в образовательном
пространстве;
- использование различных приемов поиска информации в Интернете
(поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
- осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием
18

простых запросов (по одному признаку);
- построение запросов для поиска информации с использованием
логических операций и анализ результатов поиска;
- сохранение для индивидуального использования найденных в сети
Интернет информационных объектов и ссылок на них;
- использование различных библиотечных, в том числе электронных,
каталогов для поиска необходимых книг;
- поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение
баз данных, в частности, использование различных определителей;
- формирование собственного информационного пространства: создание
системы папок и размещение в них нужных информационных источников,
размещение информации в Интернете.
Создание письменных сообщений:
cоздание текстовых документов на русском, родном и иностранном языках
посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов;
осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии
с его смыслом средствами текстового редактора (выделение, перемещение и
удаление фрагментов текста;
создание текстов с повторяющимися фрагментами;
создание таблиц и списков; осуществление орфографического контроля в
текстовом документе с помощью средств текстового процессора);
оформление текста в соответствии с заданными требованиями к шрифту,
его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев;
вставка колонтитулов и номеров страниц;
вставка в документ формул, таблиц, списков, изображений;
участие в коллективном создании текстового документа;
создание гипертекстовых документов;
сканирование текста и осуществление распознавания сканированного
текста;
использование ссылок и цитирование источников при создании на их
основе собственных информационных объектов.
Создание графических объектов:
cоздание и редактирование изображений с помощью инструментов
графического редактора;
создание
графических
объектов
с
повторяющимися
и(или)
19

преобразованными фрагментами;
создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с
использованием специализированных компьютерных инструментов и
устройств;
создание различных геометрических объектов и чертежей с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных,
классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с
решаемыми задачами;
создание движущихся изображений с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов;
создание объектов трехмерной графики.
Создание музыкальных и звуковых объектов:
использование звуковых и музыкальных редакторов;
использование клавишных и кинестетических синтезаторов;
использование программ звукозаписи и микрофонов;
запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации).
Восприятие, использование и создание гипертекстовых и
мультимедийных информационных объектов:
«Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное
перекодирование информации из одной знаковой системы в другую;
использование при восприятии сообщений содержащихся в них
внутренних и внешних ссылок;
формулирование вопросов к сообщению, создание краткого описания
сообщения;
цитирование фрагментов сообщений;
использование при восприятии сообщений различных инструментов
поиска, справочных источников (включая двуязычные);
проведение деконструкции сообщений, выделение в них структуры,
элементов и фрагментов;
работа с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.),
картами и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального
позиционирования;
избирательное отношение к информации в окружающем информационном
пространстве, отказ от потребления ненужной информации;
проектирование дизайна сообщения в соответствии с задачами;
20

создание на заданную тему мультимедийной презентации с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения;
организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки
представления для самостоятельного просмотра через браузер;
оценивание размеров файлов, подготовленных с использованием
различных устройств ввода информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использование программ-архиваторов.
Анализ информации, математическая обработка данных в
исследовании:
- проведение естественнонаучных и социальных измерений;
- ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка,
в том числе статистически и с помощью визуализации;
- проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях
по естественным наукам, математике и информатике;
- анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование, проектирование и управление:
- построение с помощью компьютерных инструментов разнообразных
информационных структур для описания объектов;
- построение математических моделей изучаемых объектов и процессов;
- разработка алгоритмов по управлению учебным исполнителем;
- конструирование и моделирование с использованием материальных
конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
- моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
- моделирование с использованием средств программирования;
- проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов,
использование системы автоматизированного проектирования.
Коммуникация и социальное взаимодействие:
- осуществление образовательного взаимодействия в информационном
пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий,
получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование
портфолио);
- использование возможностей электронной почты для информационного
обмена;
- ведение личного дневника (блога) с использованием возможностей
Интернета;
- работа в группе над сообщением;
21

- участие в форумах в социальных образовательных сетях;
- выступления перед аудиторией в целях представления ей результатов
своей работы с помощью средств ИКТ;
- соблюдение норм информационной культуры, этики и права;
- уважительное отношение к частной информации и информационным
правам других людей.
Информационная безопасность:
- осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с
помощью антивирусных программ;
- соблюдение правил безопасного поведения в Интернете;
- использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования
ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и
образования или нежелательно.

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В
ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ПОДГОТОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА,
ВЫПОЛНЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОДНОГО
ПРЕДМЕТА ИЛИ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ
Представленные планируемые результаты развития компетентности
обучающихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания
и компетенции, полученные обучающимися вне школы.
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» основными
планируемыми результатами являются следующие - обучающийся научится:
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и
глобальной сети Интернет;
- получать информацию о характеристиках компьютера;
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объем
22

памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи
информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей,
принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т.д.) с использованием
проводных и беспроводных технологий;
- входить в информационную среду образовательной организации, в том
числе через Интернет, размещать в информационной среде различные
информационные объекты;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков»
основными планируемыми результатами являются следующие - обучающийся
научится:
- создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- проводить обработку цифровых фотографий с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов;
- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов;
- осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации»
основными планируемыми результатами являются следующие - обучающийся
научится:
- использовать различные приемы поиска информации в Интернете
(поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
- строить запросы для поиска информации с использованием логических
операций и анализировать результаты поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные,
каталоги для поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять
базы данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети
Интернет информационные объекты и ссылки на них.
В рамках направления «Создание письменных сообщений» основными
планируемыми результатами являются следующие - обучающийся научится:
23

- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии
с его смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и
номеров страниц);
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
- участвовать в коллективном создании текстового документа;
- создавать гипертекстовые документы.
В рамках направления «Создание графических объектов» основными
планируемыми результатами являются следующие - обучающийся научится:
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов
графического редактора;
- создавать различные геометрические объекты и чертежи с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- создавать
диаграммы
различных
видов
(алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в
соответствии с решаемыми задачами.
В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов»
основными планируемыми результатами являются следующие: обучающийся
научится:
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации);
- использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические
синтезаторы для решения творческих задач.
В рамках направления «Восприятие, использование и создание
гипертекстовых

и

мультимедийных

информационных

объектов»

основными планируемыми результатами являются следующие - обучающийся
научится:
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.),
картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в
24

том числе в системах глобального позиционирования;
- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием
различных устройств ввода информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
- использовать программы-архиваторы.
В рамках направления «Анализ информации, математическая
обработка данных в исследовании» основными планируемыми результатами
являются следующие - обучающийся научится:
- проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных
лабораториях;
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их
обработки, в том числе статистической и визуализации;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
по естественным наукам, математике и информатике.
В рамках направления «Моделирование, проектирование и
управление» основными планируемыми результатами являются следующие обучающийся научится:
- строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные
информационные структуры для описания объектов;
- конструировать и моделировать с использованием материальных
конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
- моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
- моделировать с использованием средств программирования.
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие»
основными планируемыми результатами являются следующие - обучающийся
научится:
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном
пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий,
получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование
портфолио);
- использовать возможности электронной почты, Интернет-мессенджеров
и социальных сетей для обучения;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей
Интернета;
25

- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с
уважением относиться к частной информации и информационным правам
других людей;
- осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак,
информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
- соблюдать правила безопасного поведения в Интернете;
- различать безопасные ресурсы Интернета и ресурсы, содержание
которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

8. ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕБНЫМИ, НАУЧНЫМИ И
СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
КОНСУЛЬТАНТОВ, ЭКСПЕРТОВ И НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей
строятся на основе договорных отношений, отношений взаимовыгодного
сотрудничества.
Такие формы включают:
- договор с университетом о взаимовыгодном сотрудничестве
(привлечение научных сотрудников, преподавателей университетов в качестве
экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление
возможности прохождения практики студентам или возможности проведения
исследований на базе организации);
- договор о сотрудничестве может основываться на оплате услуг
экспертов, консультантов, научных руководителей;
- экспертная,
научная
и консультационная
поддержка
может
осуществляться в рамках сетевого взаимодействия образовательных
организаций основного общего образования;
- консультационная,
экспертная,
научная
поддержка
может
осуществляться в рамках организации повышения квалификации на базе
стажировочных площадок (школ), применяющих современные образовательные
технологии, имеющих высокие образовательные результаты обучающихся,
реализующих эффективные модели финансово-экономического управления.
26

Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями
включает проведение единовременного или регулярного научного семинара;
научно-практических конференций; консультаций; круглых столов; вебинаров;
мастер-классов, тренингов и др.

9. ОПИСАНИЕ
УСЛОВИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
РАЗВИТИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, В
ТОМ
ЧИСЛЕ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Условия реализации основной образовательной программы, в том числе
программы УУД, обеспечивают обучающимся овладение ключевыми
компетенциями, включая формирование опыта проектно-исследовательской
деятельности и ИКТ-компетенций.
Требования к условиям включают:
- укомплектованность образовательной организации педагогическими,
27

руководящими и иными работниками;
- уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу
основного общего образования.
Педагогические кадры школы имеют необходимый уровень подготовки
для реализации программы УУД, что может включать в себя следующее:
- педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях
учащихся начальной, основной и старшей школы;
- педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные
ФГОС;
- педагоги участвовали в разработке собственной программы по
формированию УУД или участвовали во внутришкольном семинаре,
посвященном особенностям применения выбранной программы по УУД;
- педагоги умеют строить образовательную деятельность в рамках
учебного предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных
УУД;
- педагоги
умеют
формировать
УУД
в
рамках
проектной,
исследовательской деятельностей;
- характер взаимодействия педагогов и обучающихся не противоречит
представлениям об условиях формирования УУД;
- педагоги владеют навыками формирующего оценивания;
- педагоги владеют навыками тьюторского сопровождения обучающихся;
- педагоги умеют применять диагностический инструментарий для
оценки качества формирования УУД как в рамках предметной, так и
внепредметной деятельности (нужное оставить, при необходимости внести
дополнения).

10.
CИСТЕМА
ОЦЕНКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЫ
ПО
ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
28

Система оценки в сфере УУД включает в себя следующие принципы и
характеристики:
- систематичность сбора и анализа информации;
- совокупность показателей и индикаторов оценивания должна учитывать
интересы всех участников образовательных отношений, то есть быть
информативной для управленцев, педагогов, родителей, учащихся;
- доступность и прозрачность данных о результатах оценивания для всех
участников образовательных отношений.

29

11.
МЕТОДИКА
И
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МОНИТОРИНГА
УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и
применения УУД учитываются следующие этапы их освоения:
- универсальное учебное действие не сформировано (обучающийся может
выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия
учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную
задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
- учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом,
тьютором (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций
и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному
алгоритму);
- неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при
изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в
действия);
- адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение
учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися
способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с
учителем);
- самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное
построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного
анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
- обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
Система оценки универсальных учебных действий является:
- уровневой (определяются уровни владения универсальными учебными
действиями);
- позиционной – не только учителя производят оценивание, оценка
формируется на основе рефлексивных отчетов разных участников
образовательных отношений: родителей, представителей общественности,
принимающей участие в отдельном проекте или виде социальной практики,
сверстников, самого обучающегося – в результате появляется некоторая карта
самооценивания и позиционного внешнего оценивания.

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».